23 июня, пятница 01:18
ДОЛЛАР 60.15 ЕВРО 67.15
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Чемодан

За скромным фасадом в Доме Смирнова

5 Ноября 2016

«Особняк П.П. Смирнова на Тверском» - одна из самых ярких и загадочных работ Федора Шехтеля, знаменитого архитектора эпохи модерна, автора ряда прекрасных зданий, во многом определяющих внешний вид старой Москвы. В отличии от других известных работ Мастера, таких как дом Морозовой на Спиридоновке, дом Рябушинского на Малой Никитской, здание Ярославского вокзала в Москве, - «Особняк на Тверском» до недавнего времени был закрыт для широкой публики, и попасть в него могли лишь единицы. 


В октябре 2016 года в центре Москвы появилось альтернативное место, в котором можно провести официальную регистрацию брака – Дом Смирнова на Тверском бульваре. Молодожёны смогут выбрать индивидуальный формат церемонии и провести регистрацию по собственному сценарию. Продолжительность церемонии – от 45 минут, в течение которых проводится встреча гостей, официальная регистрация брака с выдачей свидетельства государственного образца, фуршет и фотосессия молодожёнов и гостей в залах особняка. Дом Смирнова предлагает по-новому взглянуть на процедуру проведения свадебного торжества. Пара может расписаться только вдвоем под неповторимыми сводами Романской гостиной и затем отправиться на ужин или прогулку по Патриаршим прудам или не выходя из особняка пышно отпраздновать в кругу своих друзей и родных.

История владения, в котором находится «Особняк П.П. Смирнова» прослеживается с конца 18-ого века. Дом много раз переходил из рук в руки и перестраивался. В 1900 году его приобрел Петр Петрович Смирнов - потомственный почетный гражданин, известный предприниматель, впоследствии ставший единоличным владельцем империи П.А. Смирнова.

Именно он решил провести значительную перестройку дома, поручив Федору Шехтелю работы по перепланировке, декорированию интерьеров и переделке фасадов. В результате этой работы появился великолепный, безошибочно шехтелевский по деталям, особняк в стиле модерн.
За довольно скромным фасадом прячется один из лучших интерьеров работы Федора Шехтеля. В особняке 8 парадных помещений, каждое из которых выполнено в своем «историческом» стиле: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».
Все парадные интерьеры - за исключением «Египетского зала» - вытянуты вдоль выходящего на Тверской бульвар фасада и соединены анфиладными дверями.

Будуар

Тверской «бульвар» на протяжении почти всего 19 века оставался единственным бульваром Москвы, поэтому именно сюда на «променад» съезжались дворяне, стекались толпы праздных жителей, здесь всегда было людно и весело. Все это и предопределило уникальную судьбу особняка.
В 1906 году Петр Смирнов отдал особняк под клуб Московского русского собрания. Его двери распахнулись для благородных дам и господ. В доме работал ресторан, устраивались концерты, благотворительные аукционы.
До революции роскошное здание всегда оставалось в центре внимания русской общественной жизни. Затем ситуация изменилась. После революции в особняке размещались столь серьезные «почтовые ящики», что он почти не упоминался даже в специальной литературе. Конторы, занимавшие здание в советское время, чудом не учинили в нем конструктивных разрушений.

Египетский зал. Банкет

В настоящее время «Особняк П.П. Смирнова на Тверском» обрел новую жизнь. Закончена реставрация фасада и интерьеров. Удалось практически полностью сохранить историческую структуру здания.
Дом на Тверском вновь ожил и готов к приему гостей, которых, несомненно, поразит, насколько изящно смешаны в интерьере разные архитектурные стили и детали. Такой декор, являющий зрителю своеобразие творческого почерка Шехтеля, его тонкий вкус и творческую смелость, - это готовая универсальная декорация для воплощения любых, самых смелых идей.

Описание парадных залов «Особняка П.П. Смирнова на Тверском». 

Северный вестибюль - на резко пониженном относительно Тверского, каменном полу вестибюля «растекается», представляя излюбленный Шехтелем мотив «набегающей волны», веерообразная лестница бело-серого мрамора. По мере подъема, ширина ступеней значительно уменьшается, парадная лестница, закручивая вокруг себя внутреннее пространство здания, сворачивается, втягиваясь в тело здания.

«Романская гостиная» - самая эффектная комната особняка, неоспоримая жемчужина всей коллекции интерьеров дома, выдержанная в холодно - зеленых и коричнево-золотистых тонах. Огромный зал, занимающий по высоте два этажа, выполнен в романо-готическом стиле; он открывается на Тверской высоким «итальянским» окном. Витраж окна с виноградной лозой, дополняется охватывающей оконный проемы настенной росписью, представляющей Дерево Жизни.
Палевый цилиндрический свод на шести ребрах-архивольтах расписан крупным стилизованным орнаментом зеленоватого золота, смешивающим кельтскую плетенку и, специфические для модерна, «надломленные» спирали. Массивная металлическая люстра со вставками из цветного стекла также порождена «готикой».

Романская гостная. Банкет

«Классический зал» - данное помещение довольно большое в сравнении с другими в парадной анфиладе, имеет прямоугольную форму. Интерьер выдержан в темно–зеленой гамме, потолок украшен гротескной лепниной в духе позднего Ренессанса. «Герои» лепнины - фантастические морские существа, одна из любимых декоративных тем Шехтеля. Над великолепным камином из зеленого мрамора со светлыми прожилками (начало 20 века), красуется старинное зеркало в лепном гипсовом обрамлении. Вдоль фасадной стены зала расположен декоративный балкон с ограждением из кованного железа, оригинального авторского рисунка. Этот балкон является одним из лучших сохранившихся до сего дня и без утрат произведений из металла эпохи модерна.

Классический зал. Регистрация

«Египетский зал» - самый значительный по площади зал. Он не является частью анфилады и выходит на дворовой фасад.
Центральную часть потолка занимает крупный восьмигранник - солнце со световым отверстием, «окулюсом», в центре. По периметру зала тянется широкий фриз с контррельефом, заимствованным из египетских папирусов. Обрамление широких, почти квадратных окон, решено в виде храмовых порталов с изображением крылатого солнечного диска, Атона, на сильно вынесенном козырьке. Две мощные гладкие колонны характерных укороченных пропорций на квадратных базах и с кубовидными капителями, имитирующие связки стеблей папируса, отделяют «Египетский зал» от коридора. Назначение этого зала так же загадочно, как и смысл иероглифов, густо покрывающих его стены.

Египетский зал. Показ

«Греческий зал» - достаточно ограниченный по пространству, имеет прямоугольную планировку, вытянутую с запада на восток. Зал светлый, в классическом стиле, украшенный античным лепным фризом по периметру всего потолка. Восточная часть помещения значительно меньше, чем западная. Между собой они разделены аттиком под двумя ионическими колоннами и двумя пилястрами возле стен в створе этих колон.

«Готический кабинет» и «Будуар» - два небольших помещения в северной части второго этажа. Сюда можно попасть с северного входа здания, не заходя в анфиладные помещения. Выделенная таким образом функциональная зона может использоваться для делового общения и работы в приватной обстановке. Интерьер «Кабинета» - «чистый» модерн в его венецианском варианте. Значительный конструктивный и декоративный элемент интерьера «Кабинета», его отдельно оформленная часть, - небольшой эркер, вынесенный за фасадную стену комнаты. «Будуар» - соседнее помещение. Особый акцент в интерьере комнаты - камин в северо-восточном углу комнаты, который выполнен из светло-розового с волнистыми белыми широкими прожилками камня. Внутренняя поверхность топки камина овальной формы и обложена изумрудно-зеленой плиткой. Потолок украшают купы бутонов роз с листьями в соответствии с модой рубежа веков.

Готический кабинет


Поделиться:
?>