27 июня, четверг 11:16
ДОЛЛАР 0 ЕВРО 0
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

Фильм про Теда Банди — Красивый, плохой, злой

20 Мая 2019


23 мая 2019 года компания «Каскад фильм» выпускает в широкий прокат фильм «Красивый, плохой, злой».
Кино рассказывает про Теда Банди, одного из самых кровожадных серийных убийц в истории Америки. Поразительно, что близкие, даже не догадывались о тёмной стороне. Он жил как порядочный американец, вырос в многодетной полной и счастливой семье.
История самого известного серийного убийцы США 1970-х, садиста, насильника и некрофила Теда Банди, представленна в фильме глазами его девушки Элизабет Клепфер. На протяжении их семилетнего романа Элизабет ни разу не видела кровожадную сторону Банди. Только со временем она начала замечать его подозрительную связь с ужасными событиями.
После ареста Банди признался в совершении 30 убийств девушек и женщин, однако до сих пор настоящее число жертв маньяка неизвестно.

Красивый, плохой, злой - постер


Слово режиссёра:

Поразительно, что обладая лишь пятью процентами населения Земли, Америка стала родиной для шестидесяти семи процентов официально зарегистрированных в мире серийных убийц. Только за последние полтора века число таких преступников составило 2743. По подсчётам ФБР, в данный момент в Соединенных Штатах действует от 25 до 50 маньяков. Однако, несмотря на столь кровавую статистику, лишь один из них занял особое место в коллективном сознании американцев... Имя этого преступника – Теодор Роберт Банди.
История Теда Банди одновременно отвратительна и драматична. Его обезоруживающе очаровательная внешность помогала находить новых жертв, в то время как следователей часто сбивал с толку меняющийся почерк этого маньяка. Дважды он бежал из-под стражи, совершив смелые и неожиданные побеги. Годами он отрицал свою причастность к гнусным и отвратительным преступлениям.... И лишь за несколько дней до казни, состоявшейся 24 января 1989 года, Банди наконец-то признался в убийстве более 30 женщин в период между 1974 и 1978 годами. Эксперты же полагают, что истинное число загубленных Тедом Банди жизней намного выше.
Огромное количество жертв и неуловимость этого убийцы поражала, но, пожалуй, самой необычной особенностью Банди стала его беспрецедентная популярность. Многие годами верили, что он невиновен. Банди искусно пользовался американскими средствами массовой информации, чтобы завоёвывать все больше сторонников, искренне полагавших, что он совсем не похож на серийного убийцу. Действительно, как на первый взгляд, очаровательный, красивый и харизматичный белый мужчина может пойти на чудовищное преступление? Знакомые, друзья и возлюбленные Теда долгое время отказывались верить в его виновность, тем самым позволяя преступнику избегать наказания. Даже находясь под следствием, Тед Банди по-прежнему привлекал сторонников, не видевших в нём ничего, кроме красоты и обаяния.
Неудивительно, что этот печально известный преступник стал героем нескольких книг, а также документальных и художественных фильмов. Зачем же нам вновь воскрешать его страшный образ сегодня? Ответом может послужить уникальный сценарий, написанный Майклом Верви. В нём история Теда Банди рассказывается от имени его девушки Элизабет Клёпфер. Этот сценарий не предлагает традиционного для жанра детектива подглядывания за убийцей или охоты за ним вместе со следователями. Он также не пытается поставить нас на место преступника, чтобы испытать вместе с ним особый внутренний трепет в тот момент, когда он совершает свои злодеяния или возвращается туда, где он прятал тела своих жертв (так на самом деле любил поступать Тед Банди). Вместо всего этого мы воспринимаем события глазами Лиз. Ей кажется, что Тед находится в каком-то кафкианском кошмаре, состоящем из неудачных совпадений... Тед – это невинный человек, попавший в бездушную систему.... Такой подход позволяет мне изменить законы жанра фильмов о серийных убийцах. В моей картине зритель большую часть времени пребывает в напряжении, наблюдая за «несправедливо» осуждённым, в то время как перед ним медленно раскрывается истинный смысл происходящего.

Кадры из фильма "Красивый, плохой, злой"

Кадры из фильма "Красивый, плохой, злой"

Кадры из фильма "Красивый, плохой, злой"

На первый взгляд может показаться, что мой опыт режиссёра-документалиста, посвятившего большую часть карьеры освещению реформы уголовного правосудия и проблеме тяжелого положения несправедливо осужденных, вступает в противоречие со стремлением рассказать историю самого известного серийного убийцы Америки. Ясно как день, что несправедливо осужденным является тот, кто на самом деле НЕВИНОВЕН, но кого все считают виновным. Сценарий Майкла Верви дал мне возможность исследовать противоположный феномен ВИНОВНОГО человека, которого все вокруг считают невиновным. Именно показанное в фильме восприятие женщины, которая верит в невиновность своего виновного возлюбленного, заставляет по-новому взглянуть на историю Теда Банди.
Безусловно, большинство зрителей (за исключением тех, кто абсолютно ничего не прочитает о фильме, прежде чем отправиться в кинотеатр) будет знать заранее, что Тед Банди – серийный убийца. Всё же я надеюсь, что наблюдая за переживаниями Лиз, люди начнут сомневаться в том, что они слышали о нём. Я бы хотел, чтобы зритель, вслед за Лиз, проделал путь от готовности сражаться за свою любовь до ощущения предательства и, наконец, отвращения в тот самый момент, когда Банди наконец признается в своих преступлениях. Таким образом, мой фильм вовсе не о механике убийства или процедуре расследования (эти аспекты были блестяще освещены в других уважаемых мною лентах), а, скорее, о том, как человек становится жертвой психопата, которому он доверяет. Любил ли на самом деле Банди Лиз? Это воистину неразрешимый вопрос... Многие эксперты считают, что маньяки неспособны любить. Я в этом не уверен. Несомненно лишь то, что Тед обманул Лиз, и именно природа обмана стала главной фабулой фильма.
Иными словами, меня интересует не столько способность маньяка к жестокости и насилию, сколько его двуличность и двойственность. Смотря на Теда Банди глазами его возлюбленной, мы можем наблюдать за тем, как виновный человек представляет себя в глазах общественности и как он оказывает эмоциональное давление на тех, кто думал, что знает его лучше всех. Я надеюсь, что этот фильм способен предложить новый взгляд на пугающий мир серийного убийцы, фокусируясь не на сексе и насилии, а на лжи, которую говорил Банди и повторяли за ним окружающие в то самое время, когда вокруг постоянно происходили убийства. Я сознательно пошел на то, чтобы не оправдывать ожидания зрителя, пришедшего посмотреть картину о серийном убийце. На самом деле, мы не видим никакого убийства в этом фильме вплоть до самого конца. Это позволяет аудитории прочувствовать, что те, кто совершает зло, не просто двухмерные монстры, которых легко узнать и, следовательно, избежать. Наоборот, исходя из моего опыта освещения подлинных криминальных историй, те, кто совершает кровавые преступления - от серийных убийц до священников-педофилов - кажутся совершенно обычными людьми. Таким образом, убийцей может быть хорошо знакомый вам сосед или ваш школьный тренер. Как предупреждает сам Банди в конце фильма: «Маньяки не появляются под покровом ночи, скаля зубы и капая слюной. Окружающим и невдомёк, что они уже живут среди них. Даже самые симпатичные и любимые нами люди могут на следующий день оказаться жуткими и невообразимыми монстрами». Такова представленная в фильме истинная природа зла – одновременно труднообъяснимая, часто очень банальная и, в конечном итоге, крайне противоречивая.
Работа над документальными фильмами приучила меня обращать внимание не только на судьбы незаслуженно осуждённых, но и на отчаянное положение жертвы. Благодаря тому, что придя в кинотеатр, зрители попадают в мир Лиз и проходят вместе с ней через предательство Теда, я могу показать как легко можно стать жертвой так называемого «хищнического поведения» мужчины. 1970-е годы - это эпоха активного движения за эмансипацию женщин. Они стали более сексуально раскованными, получали новые рабочие места и, наконец, стали отправляться в самостоятельные путешествия, зачастую пользуясь автостопом. К сожалению, несмотря на очевидный социальный прогресс, это движение одновременно сделало женщин более уязвимыми перед многочисленными проявлениями насилия. Именно в 1970-е градус жестокости по отношению к женщинам буквально зашкаливал.

Кадры из фильма "Красивый, плохой, злой"

Таким образом, хотя термин «серийный убийца» еще не был широко распространен в начале 1970-х годов, само явление уже достигло своего зенита. Банди, чувствуя закипавшую в нём неадекватную ярость, выбирал в качестве мишени определённый типаж молодой женщины, но при этом отрицал свои преступления вплоть до самой казни. Именно отрицание преступника и готовность людей поверить в его невиновность помогают мне представить процесс «виктимизации» женщин. Об этом же говорит массовая кампания против сексуального насилия и домогательств #metoo, вновь выдвинувшая эту проблему на первый план нашего сегодняшнего коллективного сознания. Таким образом, в конце фильма Лиз идёт на встречу с Тедом в камеру смертников вовсе не потому, что ей нужно было услышать правду о его преступлениях (к тому моменту она уже обо всём знает), но чтобы привлечь этого мерзкого серийного убийцу к ответственности за его действия. Мы видим, как сложно ей было принять это решение. Образ Лиз напоминает нам об исторически сложившейся несправедливости, когда подвергшимся насилию женщинам зачастую не верят, заставляя их постоянно сомневаться в себе.
Есть и ещё одна историческая связь между прошлым и настоящим, на которую я хотел указать в этом фильме. Для этого я добавил в оригинальный сценарий реальные архивные кадры. Я бы хотел провести прямую параллель между судом над Тедом Банди и сегодняшним взрывом интереса общественности к детективным историям, основанным на реальных событиях. Суд над Банди стал первым в истории Америки процессом, транслировавшимся по национальному телевидению, что и превратило дело в громкую сенсацию. Помимо крупнейших американских средств массовой информации, за Тедом следили представители всех пятидесяти штатов и девяти иностранных государств. И это было задолго до появления столь привычных сегодня 24-часовых новостных каналов и круглосуточного кабельного телевидения!
Технологии электронной обработки новостей и спутникового вещания в то время буквально делали первые шаги. Именно в ходе суда над Тедом Банди в Майами они получили первое применение в масштабе США. Десять лет спустя казнь Банди транслировалась в прямом эфире и за нею наблюдали миллионы телезрителей. Для организации телевещания пришлось прибегнуть к редкому тогда использованию мобильного оборудования для спутниковой связи. Процесс над Банди превратил расследование серийного убийства в телевизионное шоу. Таким образом, корни сегодняшнего ненасытного интереса общественности к детективным историям и криминальным сводкам лежат в освещении подробностей судов над Тедом Банди и О. Джей Симпсоном в 1995 году. Как кинорежиссер, создающий фильмы о реальных преступлениях (и успокаивающий себя тем, что таким образом я восстанавливаю социальную справедливость), я не мог обойти вниманием то расследование, которое, как мне кажется, послужило «большим взрывом» и открыло для нас нынешнюю эру изучения феномена истинного преступления. Создавая фильм, я старался избежать противоречивого тона и не превращать повествование о людских трагедиях в очередную порцию развлечения. Именно по этой причине я изменил звучание написанного Майклом Верви сценария в духе «поймай меня, если сможешь», предпочтя более реалистичный показ ужасов и последствий поступков Банди.
В конце концов, для меня как для документалиста с 25-летним стажем, особенная привлекательность этого проекта заключается в том, что здесь поднимается вопрос о природе истины. Именно поэтому я решил начать с цитаты из Гёте: «мало кто имеет воображение для реальности». По-моему, это означает, что истина обычно находится у нас прямо перед глазами, но редко кто может её разглядеть. Банди запомнился людям как харизматичный, красивый и обаятельный человек. Однако эти общепринятые характеристики совсем неспособны его описать. На самом деле Банди был вором-манипулятором, серийным насильником, убийцей и некрофилом, который иногда отрубал головы своим жертвам. В отличие от большинства серийных убийц, когда его поймали, он полностью отрицал все обвинения. Только лишь за несколько дней до казни из-за страха собственной смерти, он начал говорить и даже притворно раскаиваться.
Дело Теда Банди часто связывают с появлением метода профилирования в ФБР. Однако на самом деле ФБР пришлось разработать этот метод в ответ на полную неспособность правоохранительных органов привлечь Банди к ответственности. В эпоху, когда не существовало ни анализа ДНК, ни даже факсимильных аппаратов, полицейские департаменты не могли быстро обмениваться информацией. Не составляли тогда и централизованных баз данных. В итоге, целых три раза Банди арестовывали не в результате блестящей работы детективов, а потому, что он нарушал правила дорожного движения. Если бы Банди был более аккуратным водителем, его, возможно, вообще никогда бы не поймали.
Более того, несмотря на очевидные доказательства виновности Теда, многие улики, предъявленные против него на суде в Майами, были неубедительными. Судьба Банди была решена благодаря оставленным им на теле одной из жертв следам укусов. На тот момент подобные доказательства были впервые использованы в уголовном деле. Интересно, что сегодня специалисты не считают такие улики существенными и смело отметают их как неубедительные. Для меня как для защитника прав несправедливо осужденных, в данном обстоятельстве заключается горькая ирония дела Теда Банди. Таким образом, этот факт вновь возвращает нас к разговору о природе истины.
Именно из-за противоречивой природы истины я решил, что название фильма не должно появляться перед зрителем до самого конца ленты. Конечно, люди узнают заглавие, когда они будут покупать билеты в кинотеатр. Однако в тот момент оно будет казаться им скорее ироничным набором характеристик, высмеивающих узнаваемые черты убийцы. Это впечатление будет сохраняться ровно до того момента, когда зритель, узнав историю Банди, вместе с актёром Джоном Малковичем в роли судьи Эдварда Д. Кауарта приговорит красавчика Теда к смертной казни за его «чрезвычайно злые, чудовищно подлые и ужасающе беспощадные преступления». Именно в этот момент название приобретёт новый смысл. Зритель осознает, что за звучным заглавием скрывается череда жертв и их жизней, искалеченных и загубленных убийцей. Вряд ли теперь это может показаться забавным или остроумным. Реальность преступлений Банди ужасна, однако до начала фильма это было сложно ощутить. В этом-то и кроется главный смысл истории Теда Банди: истина была доступна и открыта всем, однако мало кто мог посмотреть правде в глаза, пока уже не стало слишком поздно.

Джо Берлингер, Нью-Йорк, 10 Января 2019 г.


Поделиться:
?>