5 декабря, суббота 15:37
ДОЛЛАР 74.25 ЕВРО 90.26
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

Города искусств внутри новой культурной столицы

6 Ноября 2019

Уже больше года Санкт-Петербург обгоняет Московский Сити по высоте своего первого, зато сразу почти полукилометрового по высоте небоскреба – «Лахта-Центра». Москве есть чем ответить культурной столице – число туристов в ней в 2019 году может превысить 24 миллиона человек, что в 3 раза больше, чем число гостей «Северной Пальмиры» (принявшей в 2018 году 8 миллионов гостей, из них половину – из-за рубежа). Впрочем, несмотря исторические рекорды – за последний год Россию посетило больше 30 млн иностранцев – всем российским метрополиям далеко до той же Испании, чьи крупнейшие города, Мадрид, Барселону и Бильбао, за прошлый год посетило более 80 млн человек. Секрет, по мнению аналитиков, в позиционировании страны, также пережившей гражданские войны и разрушения, как места с потрясающей культурой. Словосочетания «архитектура Гауди» и «музей Гуггенхейма» давно стали продающими брендами, приносящими миллиарды бюджету. Есть ли, что ответить родине Щусева и братьев Третьяковых или ставка и дальше будет сделана на кальки с европейских фестивалей – разбираемся со специальным корреспондентом «ГОРПРОЕКТ» Максимом Кирсановым.

Реконструкция ГЭС-2 вернет зданию первозданный облик

Гордость за родные очереди к культуре

На первый взгляд, культурная жизнь в столице уже достигла своего зенита: третий год подряд руководство Третьяковской галереи и все центральные СМИ не без гордости отчитываются о рекордных очередях – от Серова до Мунка. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова ожидает, что посещаемость Третьяковки составит не менее 2,5 млн человек по итогам года – в 2 раза больше, чем знаменитый музей в Бильбао, а почти столько же сколько первый и главный музей Соломона Гугенхейма на Манхеттене, отчитывающийся о 3 млн посетителей в год. Однако, Третьяковская галерея столкнулась с явным кризисом роста.

Новый комплекс Третьяковской галерии будет совмещать элементы старой застройки набережной

Многие эксперты отмечают, что очереди – не только показатель успеха рекламных кампаний, но и следствие неготовности старого здания галереи принимать актуальное количество желающих. Целиком захваченное «Новой Третьяковкой» в прошлом году здание ЦДХ на Крымском валу позволит галерее более активно работать со своей бесценной коллекцией модерна XX века и перекидывать мостик в XXI век (например, вмещая второй раз подряд целиком Основной проект Московского биеннале современного искусства), но для многих туристов Третьяковская галерея только одна – в давно тесном здании в Лаврушинском переулке. Семья Третьяковых купила этот дом в 1851 году и заполнила его экспонатами уже в 1856-ом. Стоит ли говорить, что спустя 163 года, места там критически не хватает. Знаменитая кража картины Куинджи группой мелких мошенников в 2019 году в этом контексте – лишь логичное следствие вечной сутолоки в каждом из залов главной галереи страны.

Перестройка крупнейших музеев в центре Москвы стала возможна благодаря современным опалубочным системам таким как ПСК-МСК

Решить проблему призвано строительством нового корпуса на Кадашевской набережной, непосредственно примыкающего к старому. По планам в нём будет несколько выставочных помещений, хранилище и многое другое. Итоговая площадь – 35тысяч квадратных метра, – эта площадь должна позволить выставлять больше экспозиций. Должна была ещё в 2018 году, когда по планам должен был открыться новый музейный квартал с фасадами, выполненными лучшими архитекторами бюро SPEECH. Однако, даже после завершения всех монолитных работ зданию ещё далеко даже до отделки. Скандальная история длиной более 25 лет (когда Лужков приказал снести старую застройку XVII века), уже породила несколько уголовных дел, и, несмотря на обещание благополучно закончиться в 2020-21 гг. оптимизма, судя по крайне сдержанным высказываниям, представителей Третьяковки она ни у кого не вызывает. А значит очереди в Лаврушинском переулке ещё долго будут бить рекорды… Или нет? Ведь в столице при более внимательном рассмотрении есть и много других – более успешных музейных кварталов.

Соперники Третьяковки – музейные «города в городе»

На первый взгляд, главному столичному сопернику Третьковки по длине очередей на выставочные хиты – Пушкинскому музею – сложно похвастаться большим отрывом от старшей сестры. Строительство «музейного городка» ГМИИ, ради которого не без скандалов были выселены все «сторонние учреждения» из исторического квартала Волхонки, планировалось закончить в 2010-ые (в рамках празднования 100-летия музея), однако, в связи с общим экономическим кризисом в стране сроки также начади плавать. Сейчас новые корпуса планируется открыть не раньше 2023 года, а затем ещё несколько лет реконструировать главное здание со знаменитой коллекцией слепков шедевров мировой культуры (ныне из-за нехватки места разбросанных уже по всей Москве). Однако октябрь 2019 года подарил порцию оптимизма всем следящим за судьбой амбициозного проекта.

Новые фондохранилища Пушкинского совместят самую современную архитектурную эклектику и исторические усадьбы Волхонки

Осенью Пушкинский музей объявил об окончании строительства подземной части нового реставрационного и выставочного комплекса – ключевого объекта расширения ГМИИ и единственного здания «музейного городка», построенного с нуля. В нём расположатся фондохранилища, многофункциональные выставочные залы для временных экспозиций и проведения выставок-блокбастеров, помещения для научной работы хранителей, реставрационные мастерские, химические лаборатории и студия для фотосъемки экспонатов. Кроме того, фондохранилища будут частично доступными для посетителей, которые смогут свободно гулять по подземным переходам между зданиями Музейного квартала.
Также под Главным зданием музея появится огромное выставочное пространство на глубине 16 метров, где будут располагаться кассы, книжные магазины, небольшая часть фондов и новые выставочные залы.  
«Мы называем его «Цистерна», по аналогии с масштабными позднеантичными сооружениями», – рассказала на специальной конференции Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина. Его появление призвано помочь удобству посетителей: туда выведут гардероб, который, наконец, станет вместительным, кафе, музейные магазины и другие сервисы, призванные уменьшить количество очередей. Кроме того, эта «цистерна» площадью 6000. кв. м станет хабом для всего музейного квартала. Она соединится подземным переходом с депозитарием, то есть посетители «открытого хранения», пройдя через него, будут попадать в главное здание. Аналогичные переходы соединят его с Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и другими, еще не открывшимися пространствами квартала: Галереей искусства импрессионистов и постимпрессионистов в усадьбе Голицыных (её обещают построить к 2021 г.), Галереей старых мастеров в усадьбе Вяземских – Долгоруковых (реконструируемой до 2022 года) и усадьбой Лопухиных, где до начала глобальных преобразований будет работать новое образовательное направление для молодежи. При активном строительстве, затрагивающем такое количество уникальных исторических памятников особенно актуально использование современных технологий. Среди уже внедренных: системы геотехники, анкерные системы и арматура против продавливания Schöck, а в перспективе, возможно, мелкощитовая опалубка, успешно зарекомендовавшая себя при реконструкции исторического центра Петербурга (и используемая на десятках новых станций метро). В результате к очередным президентским выборам жители и гости столицы получат большой культурный маршрут от музеев современного искусства на Гоголевском (МОАМ) и Остоженки (фонд RuArts и МАММ) до храма Христа Спасителя и Якиманки.
Впрочем, у той «золотой мили» культуры и искусства уже есть конкурент, готовящейся к открытию в 2021 году – новый комплекс музеев Кремля на месте Средних Торговых Рядов, реконструкцию которых курирует лично помощник президента Сергей Иванов. «По завершении всех работ мы получим огромный импульс для развития и туризма, и сферы культуры, потому что это будет единый комплекс: останется часть экспонатов (Музеев Кремля) собственно в Кремле, потом свободный выход (через Спасские ворота) на Красную площадь, посещение нового кремлевского музея и парка «Зарядье», – описывает чиновник курируемый им проект, гордо подчеркивая, что, по его мнению, «такого не было никогда». Не было, но, как мы видим, скоро станет визитной карточкой Москвы. Впрочем, пальму первенства у государства с большой степенью вероятности перехватит частный бизнес. Да, это возможно, даже в России. Речь – о «ГЭС-2».

Фонд Леонида Михельсона «V-A-C» и новая жизнь «Красного Октября»

Леонид Михельсон – официально самый богатый человек в России. С невиданной скоростью он возводит такие грандиозные проекты, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», не боясь внедрять самые современные скользящие опалубочные системы и другие строительные ноу-хау. Неудивительно, что и его подарок столице – дворец культуры и искусств в здании крупнейшей дореволюционной электростанции на Болотном острове – растёт с невиданной для такого масштаба (41000 квадратных метров!) скоростью. Всего второй год вместо старых труб строительные краны возвышаются над бывшей «трамвайной» ГЭС.
Сотни рабочих возвращают жизнь едва не утраченном шедевру дореволюционного индустриального модерна и обещают достроить его уже в 2020 году! Электростанция в лесах, но солнечные лучи пробиваются даже сквозь них – в обновленном здании предусмотрены огромные панорамные окна и стеклянная крыша. Стены между залами снесены, вместо них будут прозрачные конструкции. По задумке итальянского архитектора это будет город в городе. «Я влюблен в этот город», – заявил Антонио Бельведере о столице России, прогуливаюсь по ГЭС-2, реставрацией которой он руководит. «Я хочу сделать это здание частью городского пространства, чтобы человеку было так же хорошо, как на улице – просторно и светло. Старую башню с часами, которые видел ещё царь Николай восстановят, как и трубы, по историческим снимкам и чертежам. Поменяется только функция труб – они будут забирать чистый воздух с высоты 70-ти метров, обеспечивая инновационную вентиляцию помещений». Таким образом, внутри ГЭС-2 воздух будет даже чище и свежее, чем на улице!

ГЭС-2 завершит музейное кольцо вокруг Кремля

Как и многие упомянутые выше объекты, изначально ГЭС-2 построили больше 100 лет назад, когда она стала центральной электростанцией для всего городского транспорта – прежде всего трамваев! Теперь станция станет аккумулировать своего рода «творческую энергию», запуская её на новый музейный маршрут Москвы между описанными нами проектами Пушкинского и Третьяковки – своеобразное «музейное кольцо» в Москве. Созданный Михельсоном (подобно Соломону Гуггенхейму!) фонд V-A-C, на основе полученного за 10 лет работы в Венеции опыта, создаст здесь современные выставочные залы, библиотека, лектории, театральные сцены и подземные переходы в соседние здания Красного Октября. И всё это – всего через год, одновременно с открытием «Политехнического музея», новыми павильонами «ВДНХ» (включая уникальный проект РОСАТОМа), комплексом фондохранилищ сразу для 27 музеев в Новой Москве (по проекту архбюро IQ) и многими другими проектами. Поистине культурная жизнь в столице скоро изменится.

ГЭС-2 завершит музейное кольцо вокруг Кремля

Но почему только в столице? Как реконструкция Большого и Малого театра запустили в начале 2000-ых позитивную «цепную реакцию» в театральной жизни России, в результате чего новые сцены получила Мариинка, театр Калягина, легендарные Современник и Табакерка, Владивосток, Астрахань и десятки других городов, так и сейчас грандиозные столичные проекты находят отклик в регионах. Уже строятся музейные центры в Калининграде, Казани, Саратове и Нижнем Новгороде, на очереди – многие другие культурные центры страны. «Россия будущего – страна Культуры» – провозгласил однажды Владимир Путин. И повод для оптимизма в этой области есть.


Поделиться:
?>