17 ноября, суббота 18:48
ДОЛЛАР 65.99 ЕВРО 74.9
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

Как строятся спортивные арены. Главные здания 2018 года

4 Июля 2018

Футбол – самый популярный вид спорта в наше время, чемпионаты по футболу смотрят сотни миллионов людей по всему миру. Но любое соревнование кончается новыми победителями, всё успокаивается и жизнь продолжается, как и раньше. Есть лишь одно исключение – стадионы, которые переживают чемпионаты, Олимпиады, десятилетия, а скоро и века, формируя облик городов. Как Российский Чемпионат мира продолжит эту традицию и какое архитектурное наследие оставит стране мундиаль – разбирался специальный корреспондент «Горпроект» Максим Кирсанов.

Стадионы – храмы новейшего времени.

Первый Чемпионат Мира по футболу принимал в 1930-м году Уругвай, на 90-тысячном стадионе «Сентенарио» (Estadio Centenario) в г. Монтевидео. Арена, построенная меньше чем за год, до сих пор стоит и принимает международные соревнования. И это не удивительно, ведь она построена по новейшим технологиям, которые изменили мировую строительную отрасль XX века: с помощью опалубки (прежде всего фанерно-ригельной), двутавровой деревянной балки и другим оборудованием для монолитного железобетона, с помощью которого в наше время возводится подавляющее большинство жилых, торгово-развлекательных и других объектов, вплоть до АЭС. Член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), заслуженный архитектор РФ Дмитрий Вильямович Буш, работавший над десятками спортивных арен России считает, что они простоят не меньше, своих знаменитых зарубежных коллег – если не больше. «Требования к безопасности, к прочности железобетонных конструкций в нашей стране фактически давно превосходят аналогичные требования FIFA» – считает он. Но зачем они нужны – такие огромные и в таком количестве? Это не вопрос скептика, задают его даже активные футбольные фанаты на крупнейших в России форумах – таких как sports.ru, где один из самых популярных материалов 2016 года был посвящен тому, что большинство из 11 крупнейших арен, построенных к Чемпионату в России, станут домашними для низших лиг русского футбола. Строители, однако, склонны не соглашаться с этой позицией. Дмитрий Вильямович Буш, уже как главный архитектор ПИ «Арена» делает особый упор на то, что уже при проектировании арены большой упор (при поддержке FIFA) делался на возможность дальнейшего использования этих новых городских доминант. Все эти комплексы будут не просто висеть на городском балансе, но и в короткой перспективе приносить доход. На территории стадионов предусмотрены пространства под постоянные культурные центры, музеи, временные выставки, концерты, заведения общепита (попросту кафе и рестораны), клубы, фитнес-центры. Последние заметим «спасают» не только стадионы, но и пришли на выручку небоскрёбам», в 2018 году немалая часть ранее пустовавших площадей Москва-сити займут именно они. После Чемпионата мира, подчеркивает эксперт «РААСН», в России появятся совсем другие возможности для проведения концертов на стадионах. Это явление, сформировавшее рок-культуру на западе, почти отсутствовало в нашей стране, но теперь с аренами мирового уровня ничто не помешает организовать гастроли звёзд первой величины, как минимум по 11 городам Чемпионата мира. Несмотря на то, что по требованиям FIFA на всех аренах используется только натуральный газон, он специально оптимизирован под то, чтобы выдерживать тысячи зрителей, танцующих на специальных паркетных щитах. Даже теоретическая возможность увидеть Мадонну на концертах в Саранске, а Eminema – в Ростове оправдывает многое – иронично заключает наш собеседник. В целом, многофункциональное использование стадионов в России не просто стало нормой, но и реально спасает многие спортивные клубы, как это случилось в случае с ЦСКА, которому многочисленные дополнительные площади, использующиеся в том числе для офисов и гостиниц, помогли расплатиться с долгами и снова выйти в прибыль. Показательна история с «ВТБ Ареной» – комплексом в центре которого находится реконструированная историческая арена клуба Динамо в Москве, а по периметру его вырос целый жилой микрорайон ВТБ.

Казань - Стадион футбольный

Но главный вклад арен Чемпионата мира, конечно, другой – они формируют новый облик города, его новое концептуальное оформление. Во многих случаях, как в Самаре, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Ростове-на-Дону, Сочи, Москве (в случае стадионов Лужники, Локомотив, Спартак) и Калининграде – стадионы сформировали целые новые городские районы, которые без них не получили бы стимула к застройке и развитию, необходимую транспортную инфраструктуру. Особенно это было заметно в Калининградской области, где новая арена «Балтика» строилась по сути на месте огромного болта на окраине города. Дороги к этой арене были сравнимы с мостами-эстакадами западного Скоростного Диаметра Санкт-Петербурга и так же, как и они, строилась с помощью технологии «преднапряжения со сцеплением с бетоном».

Большая Ледовая Арена

Важность стадионов для городской среды поняли давно. Искусствовед и научный сотрудник музея архитектуры им. А.В. Щусева Марк Акопян заметил в своей недавней публичной лекции в Москве, что стадионы стали в 20-м веке аналогами античных храмов, местом сбора большой части местного населения, которые могут почувствовать себя частью единого целого, что очень важно для региональных центров. Не случайно вслед за появлением первых стадионов в Великобритании, чисто футбольные арены стали появляется, например, в Испании с её сложным региональным устройством. Арены в Барселоне, знаменитый стадион «Атлетик Бильбао», простоявший ровно 100 лет и многие другие помогли сформироваться местным идентичностям и преодолеть разобщенность, вызванную конфликтами и войнами, в том числе гражданскими. Не правда ли, эти проблемы похожи на Российские? В 1950-е и 1960-е года строительство футбольных стадионов стало массовым по всему миру, помогая нациям преодолеть послевоенные психологические травмы (благодаря чему уже которое десятилетие мы наслаждаемся, например, прекрасной игрой немецких футболистов). Этот терапевтический эффект наложился на сакрализацию международных соревнований, начатые Олимпиадой 1936 года. Победа национальной сборной в соревновании воспринимается как победа всей страны. После Второй мировой войны спорт заменил войны и стал феноменом 20-го века, новой знаковой системой, которая была выше наций. «Сейчас спорт помогает транслировать идеи толерантности, демократии, прославляет республики и диктатуры – любые большие идеи», – заключает в своей речи эксперт музея имени Щусева.

Советское стадионное наследие и Новая Россия

Когда появился запрос на специальные сооружения для спорта это стало вызовом для архитекторов по всему миру в Италии, Германии, Англии, в Штатах. Нужно было придумать сооружение в условиях отсутствия архитектурной школы, старых мастеров, какой-либо преемственности. «Всё, что было у нас только античность – опыт Колизеев Древнего Рима», – замечает искусствовед Марк Акопян. «Советская архитектурная школа первой половины 20-го века была во многом передовой. Её стадионы строились сразу как универсальные. Универсальные настолько, насколько это сложно сейчас представить. Стадион в себя включал поле, беговые дорожки, велотрек, бассейн, функционал ипподрома. Последний, например, активно использовался на всех аренах Всесоюзной Спартакиады 1928 года. Развитие архитектуры стадионов шло по направлению постепенного ухода из основной арены различных дисциплин. Сначала ушли бассейны, потом велотреки, в конце XX века ушли и беговые дорожки. К XXI веку стадион – это прежде всего футбольный стадион, он законодатель моды. В наше время строятся в основном футбольные стадионы». Футбол во второй половине XX века потеснил лёгкую атлетику. Как мы уже писали выше эта игра стала инструментом выхода их послевоенной депрессии всей Европы: от Германия до СССР. Футболисты становятся национальными героями. А стадионы стали подстраиваться под зрителя. Трибуны стали ближе – прежде всего в капиталистических странах, возникли разные ярусы для разных болельщиков.

Стадион Лужники

Советские и современные российские арены – это всегда не рядовая застройка, которая предполагает концептуальное проектирование тем более, что стадионы – невероятно пластичный объект. В СССР уже в 1920-е наряду с архитектурными идеями конструктивизма при строительстве арен большую роль играет концепция театрализации физической культуры, сформулированная Всеволодом Мейерхольдом, предлагавшим объединение спорта («массовой физкультуры») и театра. Предвосхищая лучшие открытия Олимпийских игр, советские художники и организаторы включали человеческое тело в спортивные представления, превращая массовые соревнования в «синтез искусств». Воплощением этих идей стал проект Международного Красного Стадиона 1925-1926 гг., вышедший из-под пера Н.А.Ладовского. Расположенный на Воробьёвых горах, он должен был подобно садам Семирамиды быть встроенным в ландшафт и спускаться тремя террасами к Москва-реке. Многие идеи, заложенные в этот проект, например, мобильные трибуны, трансформирующие трибуны, в том числе с применением огромных масс людей, нашли своё применение в том числе на стадионе Олимпийский. А идея формирования стадионом всего района, стала ключевой при застройке противоположного от Воробьевых гор берега Москвы-Реки – в Лужниках. К сожалению, массовое спортивное строительство 1920-х и 1930-х годов не получило после войны большого развития. Тем важнее стал новый рассвет спортивного строительства, начатый в преддверии Сочинской Олимпиады и пришедший к своему пику к Чемпионату мира по футболу в России. Академик «РААСН» Дмитрий Вильямович Буш отмечает, что это единый процесс. И, например, проектируя Олимпийский стадион «Фишт» в Сочи, они заранее закладывали возможность его перестройки под стандарты ФИФА (когда огромные крылья для декораций открытия и закрытия Олимпиады, превратились в новейшие трибуны). За последние годы сформировалась целая архитектурная школа строительства спортивных объектов со своими характерными чертами (в том числе, использование вант для более лёгких конструкций крыши стадионов) и опытом, востребованным за пределами России. Команда, работавшая над стадионами Чемпионата мира, уже трудится над Ледовым Дворцом в Ташкенте и другими проектами по всему миру. Колоссальный опыт российских спортивных строителей отмечают и зарубежные эксперты, например Дэймон Лавель, архитектор крупнейших арен в Австрии и Британии, консультировавший строителей в Сочи и Казани. По его мнению, российские проекты, материалы и оборудование уже вышли на мировой уровень по своему качеству.

Фишт

Как мы видим, и после окончания Чемпионата, города, принимавшие игры, не придут в запустение, а строители, строившие арены, найдут себе применение. В целом европейские и мировые коммерческие соревнования доказывают, что наряду с футбольными аренами Россию может накрыть волна строительства легкоатлетических арен – объединяющих миллионы новых болельщиков, а в итоге и всю страну.


Поделиться:
?>