27 октября, вторник 06:37
ДОЛЛАР 76.44 ЕВРО 90.45
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

Как ВДНХ снова стал модным и интересным местом

9 Января 2020


Сложно поверить, но согласно статистике, ВДНХ – самый популярный тематический парк в мире. Калифорнийский Диснейленд посещают 20 миллионов человек в год, столько же – Шанхайскую «Долину счастья», парижский «Диснейленд» – 13 миллионов человек. А московский парк-памятник социалистическим мечтам об идеальном городе – 30 млн в год. По словам мэра Собянина, озвученным в январе 2019 года, «Выставку достижений народного хозяйства» посещают чаще, чем Кремль (и это подтверждает Tripadvisor), а в планах столичных властей довести число посетителей до 40 миллионов уже в 2020 году. Впрочем, ровно та же мэрия утверждала, что к 80-летию парка (отмеченным летом 2019 года), на ВДНХ будут восстановлены 37 исторических и 15 современных павильонов, торговые пространства, 17 фонтанов, и новый конно-спортивный манеж и многое другое. Помимо этого, в планах было открытие 11 новых музеев, монтаж колеса обозрения высотой 140 метров и строительство комплекса аттракционов «Парк будущего» за 10 млрд руб. А всего на реконструкцию было выделено бюджетом в 10 раз больше – почти 100 миллиардов рублей (для сравнения на Зарядье – 14). С их эффективным освоением руководители самой грандиозной реставрации страны успешно справились (подсчитали недавно аналитики «Ведомостей»). С амбициозным планом, приведенным выше – тоже справились, но примерно наполовину. Уже понятно, что реконструкция крупнейшего в Европе выставочно-паркового пространства не закончится и в 2020 году. Дедлайн, по данным подрядчиков, теперь продлен до 2021 года.
Конечно, такие переносы для российских мегапроектов не новость.

ВДНХ

Собственно, с похожей истории выставка достижений социалистического хозяйства начиналась 80 лет назад. Сначала выставку планировали открыть в 1937 году, затем перенесли на 1938 год и даже показательно расстреляли курировавшего проект наркома земледелия М.Чернова. В итоге выставку открыли лишь в 1939 году, причем качество строительства привело к необходимости реконструкции уже через 10 лет. На первый взгляд, в XXI веке история практически повторяется, хотя поездка на Воркуту (куда отправился главный архитектор ВСХВ, соавтор сталинских высоток Вячеслав Олтаржевский), нынешнему поколению строителей не грозит. Но удивительно другое – в нашей стране, где скандалами сопровождаются многие крупные строительные проекты (саммит во Владивостоке, олимпиада в Сочи, космодром Восточный, даже Третьяковка), нынешняя команда реставраторов ВДНХ смогла найти язык с общественным мнением и на каждом этапе своей работы получает почти исключительно положительные отзывы. Ситуация, когда на других крупных строительных объектах летят головы и кончаются бюджеты, а крупнейшей претензией к ВДНХ в 2019 году стал неожиданный цвет отреставрированного фонтана «Каменный цветок» – почти уникальна. Как это удалось казавшейся такой устаревшей социалистической Выставке? Почему реконструкция ВДНХ может войти в историю России как один из лучших инвестиционных проектов Путинской эпохи, разбирался специальный корреспондент журнала ГОРПРОЕКТ Максим Кирсанов.


Выставка, колеблющаяся с линией партии

Один из символов ВДНХ – 38-метровая ракета-носитель «Восток» (выше 16-этажного дома) находится на месте, где по легенде закопан гигантский памятник Сталину – первая доминанта комплекса, бесследно исчезнувшая в «оттепель».

Как ВДНХ снова стал модным и интересным местом

Это символично отражает то, как концепция ВДНХ менялась всю свою историю, отражая разные приоритеты руководства страны. Классическими стали истории о том, как менялось число союзных павильонов (достигнув на максимуме 16 – по числу красавиц фонтана «Дружба народов»), их предназначение, как выставка стала центром торговли дефицитом (вопреки легендам – ещё в СССР), а затем и одним из главных рынков постсоветской России.

ВДНХ

Однако, и в XXI веке концепция всего комплекса и отдельных его частей многократно пересматривалась. Только придя к власти, команда Собянина ещё в 2012 году объявила, что будет развивать выставку как пешеходную зону, куда лишь 3-4% посетителей приезжают на личном авто, ещё 71% на метро, а остальные – пешком, велосипедами или другим общественным транспортом. Не правда ли, это похоже на анонс всей транспортной программы мэрии последнего десятилетия?
Как и в советское время, когда после выставки американской промышленности в Сокольниках, павильоны республик стали вдруг отраслями промышленности, так и сейчас – предназначение многих зданий загадочно. Павильон «Сибирь» (№68) давно стал успешнейшим армянским культурным центром, а вот павильон «Армянской ССР» (№13) отдали музею Рерихов. В ноябре 2019 года Валентина Матвиенко торжественно передала Азербайджану отреставрированный исторический павильон, большую часть истории пробывший модернисткой белой коробкой «Вычислительная техника», а вот «Киргизии» достался бывший павильон Эстонии. Рядом с ним уже работает павильон «Абхазия», построенный для Литвы и проработавший десятилетие как «Химия».

Как ВДНХ снова стал модным и интересным местом

Но ещё более курьёзней стал кейс павильона «Узбекистан» – одного из самых величественных творений выставки 1954-ого года. В начале 2010-ых он был отреставрирован одним из первых для Минкульта (так как в СССР представлял собой «Советскую культуру»). В нём успело разместиться крупнейшее выставочное пространство новосозданного госхолдинга «РОСИЗО», прошла серия выставок, а затем, внезапно в рамках празднования 75-летия МГИМО, президент Путин распорядился передать павильон Республике Узбекистан. Сразу после этого выяснилось, что объект значившийся, как свежеотреставрированное здание, находится в «аварийном» состоянии и требует серьезнейших вложений.

Капы на ВДНХ

К счастью, строительные технологии России в конце 2010-ых позволяют провести серьезные реставрационные работы намного быстрее и экономичнее, чем 10 лет назад. Благодаря импортозамещению, российские опалубочные системы стали намного доступнее и технологичнее. Еще до конца 2019 года знаменитая ажурная 20-метров ротонда на тончайших стальных колоннах оказалась внутри объемной опалубки PSK-CUP, позволяющей провести тончайшую реконструкцию. Остается надеяться, что результаты её будут более долговечны, чем в начале 2010-ых годов. Надо отметить, что проблемы с качественной реставрацией павильонов были заложены в самой технологии их строительства, поражающей современных инженеров советской смекалкой. Так, в 2016 году в честь юбилея освоения космоса СССР в Центральном Павильоне комплекса, было решено провести выставку космических аппаратов и быстро выяснилось, что в огромном 100-метровом сооружении, сопоставимом с нью-йоркскими небоскрёбами, все перекрытия (как и почти все стены!) были деревянными и попросту не могли выдержать веса настоящей космической техники. «Для решения проблемы под перекрытия были срочно установлены объемные леса ПСК-КАП с несущей способностью 6150 кг на квадратный метр», – рассказывает ведущий менеджер ГК ПСК Ольга Олейникова. «В дальнейшем аналогичные системы использовались при реконструкции таких павильонов, как «Украина», «История России» и многих других, вплоть до крупнейшего проекта РОСАТОМа на территории ВДНХ».


Зачем ВДНХ РОСАТОМу?

Секрет идеологического успеха реконструкции ВДНХ – акцент менеджеров проекта на успех кейсов (при аккуратном сдвиге сроков того, что ещё не получилось). В 2018 году с большой помпой были открыты павильоны «Космос» и «Украина», в 2019 году – павильоны «Казахстан» и «Нефть». В 2020 году якорным проектом должен стать объект, многократно превосходящий их по сложности и амбициям – павильон РОСАТОМа. По задумке российского архитектурного бюро UNK project, в здании площадью 25000 квадратных метров с 4-х подземными и тремя надземными этажами, разместится не просто музей, а крупнейшее рекламно-выставочное пространство Госкорпорации.

Как ВДНХ снова стал модным и интересным местом

Идея одной из самых успешных российских госкорпораций – использовать всю пропагандистскую мощь ВДНХ с целью повышения лояльности граждан страны (напомним про фантастическую посещаемость комплекса) к атомной энергии в принципе. «Посетители, оказавшись в данном пространстве, будут считывать новый код атомной энергетики – открытость, доступность, информативность, интерактивность», – комментируют архитекторы. В долгосрочной перспективе детище Сергея Владиленовича Кириенко планирует вырастить целое поколение россиян, которое искренне не захочет следовать примеру жителей Европы и Японии и ограничивать «мирный атом». Ради такой амбициозной цели, крупной корпорации не жалко даже очень больших денег, тем более что современные технологии позволили строить здание с заглублением на 18 метров. Однако уникальной архитектурой (включавшей в том числе видовую площадку на крыше, открытую для посетителей) дело не ограничится.

Конструкции с муфтами на Росатоме ВДНХ

Толстые монолитные стены, возводимые по технологии «top-down» – сверху вниз не случайно делаются особо-прочными с использованием механических соединений арматуры Erico Lenton и Dextra Bartec, которые Росатом поставляет на настоящие АЭС, включая строящиеся прямо сейчас Курскую, Островец в Беларуси, Бушер в Иране и Руппур в Бангладеш. В самом сердце нового павильона посетители смогут увидеть настоящий атомный реактор и ядерную установку, что явно усилит позиции российской госкорпорации, как мирового лидера в своей сфере на любых переговорах. Любопытно, что в 1956 году на ВДНХ на «Выставке по использованию атомной энергии в мирных целях», в павильоне №62 был открыт действующий ядерный реактор (на Уране-235). Хотя ничего подобного сейчас Госкорпорация РОСАТОМ официально не обещает, а внутренняя инженерия их проекта позволит при желании и превзойти советскую легенду.

Этот материал начинается сравнением посещаемости ВДНХ с Диснейлендом.

disneyland-paris

Конечно же, это сравнение неполно без оценки доходности проектов. Сейчас Парижский Диснейленд приносит более 6% всей выручки туристической отрасли Франции (свыше 40 млрд евро), а за 25 лет тематический парк посетило 320 млн человек. Хотя посещаемость ВДНХ уже более чем в 2 раза выше, по выручке «советский Диснейленд» сильно отстает. В 2017 году она составила чуть более 1 млрд руб., а чистая прибыль – менее 10 млн рублей. Однако, менеджмент ВДНХ считает, что уже в ближайшие годы он исправит ситуацию, привлечет на выставку более обеспеченных людей и окупит свой невероятный бюджет уже в течение 2020-х годов. Получится ли это у государства и его частных партнёров (среди которых, такие опытные инвесторы, как ТАШИР, и многие другие) покажет лишь время, но уже очевидно, что статус архитектурного шедевра, который должен увидеть каждый, комплексу вернуть удалось.


Поделиться:
?>