22 ноября, пятница 13:48
ДОЛЛАР 0 ЕВРО 0
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

Линейное строительство

1 Августа 2019

Еще в 2016 году вышла в свет интересная научная статья, которая была посвящена определению возможности практического воплощения парков-связей на базе неиспользуемых железнодорожных путей в пространстве Москвы как города, ориентированного на концепцию устойчивого развития. На основе анализа зарубежного опыта, современного состояния определенных территорий Москвы и социологического опроса, выделяются тенденции и факторы, необходимые для развития подобных проектов в системе смешанного использования пространства.

Интересна эта позиция и заманчива, хотя пока и не воплотилась в жизнь. Заброшенные железные дороги очень колоритно смотрелись бы в формате парков и зон отдыха. Любители «заброшенных» архаизмов – их огромное количество. Но увы, пока проектов нет. Реализуют ли это – тоже не очень понятно.
А вот поговорить о железных дорогах с точки зрения строительства мостов, тоннелей, жд вокзалов, станций, и прочих зданий, которые мы наблюдаем из окна поезда, мы все-таки решили. И нашли эксперта этой сферы – компанию, занимающуюся именно линейным строительством вдоль железных дорог. Компания МСК777 объяснит нам, обывателям, что же такое вообще линейное строительство и почему это актуально всегда.
Скажем честно, для нас, как журналистов, которые отработали в сфере строительства и сделали уже сотни материалов о стройках – этот термин в новинку и вызвал очень много вопросов. Итак, вот что об этом можно сказать…
Эксперт этого материала «МСК777» позиционирует себя, как один из представителей такого строительства и озвучивает перечень того, что входит в термин «линейное строительство».
Основным является конечно же строительство пассажирских платформ, транспортно-пересадочных узлов, остановочных пунктов, зданий и сооружений, эстакад, путепроводов. Не мене важно – строительство мостов, тоннелей, вестибюлей, ШЗЭ, благоустройство прилегающей территории.
Отдельно необходимо остановится и на монтаже полного комплекса инженерных систем и всех возможных систем.  
Все работы происходят в условиях действующих железнодорожных путей.
Давайте остановимся на терминах и определениях. Железнодорожное строительство – это отрасль создания объектов не только самого железнодорожного транспорта и путей, а ещё и строительство постоянных устройств ж.-д. пути, водопропускных труб, мостов, тоннелей, контактной сети и тяговых подстанций, линий электропередачи и связи, производств, служебных, жилых, культурно-бытовых и пр. зданий, сетей водо-, тепло-, газоснабжения и канализации, подъездных дорог и других объектов строительства. Кстати, удельный вес всего последнего очень велик и является в наше время вообще неотъемлемой вещью жд строительства.

Мы видим железную дорогу и поезда только с одной стороны, не задумываясь о том, что для наших комфортных и безопасных перевозок необходимо строительство производств, объектов, необходимых для усиления железных дорог и совершенствования работы железнодорожного транспорта (переустройство станций и узлов, целевое жилищно-гражданское строительство в пристанционных посёлках и населённых пунктах и т. п.).
Давайте окунёмся в историю! Начало железнодорожного строительства в России относится к 30-м гг. 19 в. К этому времени уже был накоплен опыт улучшения водных путей, прокладки крупных дорог, но строительство железных дорог являлось первым видом крупномасштабного производства, потребовавшего больших капиталовложений, которые реально могли обеспечить только акционерные общества, которые первым своим появлением относятся ещё к 1757 году. Это предопределило частный характер строительства и последующей эксплуатации железных дорог для покрытия произведённых затрат из доходов от перевозок. К частному железнодорожному строительству широко привлекался и иностранный капитал.

По протяжённости железных дорог к началу XX в. страна занимала второе место в мире

Несмотря на огромные вложения в железнодорожном строительстве, превышавшие государственные ассигнования всех других отраслей крупного производства вместе взятых, ж.-д. сеть в России в значительной мере формировалась стихийно. Хотя по протяжённости железных дорог к началу 20 в. страна занимала второе место в мире, этого было недостаточно для обеспечения территории перевозками, в том числе из-за неравномерного распределений железнодорожных путей.

По протяжённости железных дорог к началу XX в. страна занимала второе место в мире

Наиболее значимыми объектами железнодорожного строительства 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., явились линии Петербург- Московская железная дорога (1842–1851) — крупнейшая для своего времени и самая северная двухпутная магистраль; Транссибирская магистраль — Великий Сибирский путь (Челябинск — Сретенск) с паромной переправой через Байкал между Иркутском и пристанью Мысовой (1892–1900), заменённой позднее Круглобайкальской железной дорогой (1899–1905), — самая протяжённая железная дорога в мире; Закаспийская железная дорога (Красноводск — Самарканд — Андижан, 1880–1899), впервые проложенная через большие пространства песчаных пустынь; Амурская железная дорога (1913–1916), которая связала Сретенск с Хабаровском и завершила формирование Транссибирской магистрали до Владивостока (участок Хабаровск — Владивосток построен в 1892–1896); Мурманская железная Дорога (Петрозаводск — Мурманск), вышедшая за Сев. полярный круг (1914–1916).
Железнодорожное строительство возобновилось в активный период глобальных проектов в 1918. В период до 1923 были введены в эксплуатацию 2 тыс. км новых железных дорог, в т. ч. Оренбург — Орск, Арзамас — Канаш, Унеча — Орша. В 1924 руководство железнодорожным строительством было передано в НКПС. К 1930 длина сети железных дорог возросла на 6,6 тыс. км, в строй вступили линии Казань — Свердловск, Бурное — Фрунзе, Ачинск — Минусинск, Горький — Котельнич, Петропавловск — Боровое. В кон. 20-х гг. началось строительство крупных железных дорог, например Турксиба (Луговая — Семипалатинск, 1927–1930) протяжённостью 1470 км. В предвоенные годы было построено более 40 новых линий. Существенно возрос на сети удельный вес двухпутных линий, темп строительства которых опережал ввод в строй новых железных дорог. Началась электрификация железных дорог. К 1941 протяжённость участков с электрическое тягой составила 1865 км.
В годы Великой Отечественной войны гигантский объём строительных работ был выполнен при ликвидации разрушенных линий: было восстановлено св. 85 тыс. км только главных путей. Продолжалось также интенсивное строительство новых ж. д, (Коноша — Воркута, Свияжск — Иловля, Целиноград — Карталы и др.). Всего за этот период проложено более 9 тыс. км новых железных дорог; в 1945 по сравнению с 1940 эксплуатационных дл. сети увеличилась на 6,8 тыс. км. В 50–70-е гг. построены такие крупные линии, как Целиноград — Артышта, Кустанай — Алтайская, Абакан — Тайшет — Лена. Крупнейшей ж.-д. стройкой в 70–80-е гг. стала прокладка Байкало-Амурской железной дороги.

По протяжённости железных дорог к началу XX в. страна занимала второе место в мире

И вот наступили 90-е годы XX века.
Основным направлениями железнодорожного строительства в 90-е гг. является необходимость реконструкции и усиления существующих линий, развитие станций и узлов, удлинение станционных платформ для принятия длинносоставных поездов.  

СПРАВКА: К специфике железнодорожного строительства относятся линейный характер производства работ (при возведении транспортных коммуникаций) и линейно-рассредоточенный характер (при сооружении станций, узлов, мостов, тоннелей). Железнодорожное строительство отличается большим разнообразием конкретных условий, зависящих от топографических, геологических, гидрологических, погодно-климатических и прочих природных факторов. Ведение железнодорожного строительства связано с движением поездов, в т. ч. для обеспечения транспортом самой сооружаемой линии.


Линейный объект – это... Планировка линейного объекта

Линейный объект – это инженерное сооружение, длина которого значительно превосходит его ширину. Относятся к этому классу коммуникаций, к примеру, трубопроводы, автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, метро, станции и прочие строения вдоль железнодорожных путей и т. д. Обозначается расположение линейного объекта кривой, которая способна пересекаться в том числе и сама с собой.

Одной из актуальных задач развития страны, является расширение программы скоростного пассажирского сообщения

Мнение эксперта о нормативно-правовой базе: сложности

Само понятие линейного объекта в наше время в законодательстве используется во многих правовых актах различной юридической силы. Но при этом, к сожалению, единых норм, определяющих все аспекты функционирования и создания подобных систем, не предусмотрено. Собственно сами линейные объекты упоминаются в законодательстве лишь вкратце – приводится их примерный перечень. Формулировок же, с точностью указывающих на их признаки и виды, не существует. Такое положение дел многие юристы считают, конечно же, слабой стороной законодательства РФ.
Из-за отсутствия точного определения, при оформлении и строительстве линейных объектов у заказчиков и исполнителей могут возникать разного рода трудности. Утверждение проектов подобных систем обычно занимает довольно-таки много времени. Но в любом случае эти масштабные трассы, конечно же, относятся к объектам капитального строительства. А следовательно, опираться при их оформлении следует на соответствующие законодательные акты.

Одной из актуальных задач развития страны, является расширение программы скоростного пассажирского сообщения

Задачи проектирования

Перед началом строительства любого линейного объекта, конечно же, следует составить его подробную схему. Основной задачей проектирования подобных систем является выбор оптимального положения трассы на местности. Конечный вариант строительства должен:

  • во-первых, предусматривать сбалансированность объема земляных работ;
  • во-вторых, обеспечивать прокладку с наименьшим вредом для окружающей среды. О чем, кстати компания МСК777 всегда заботится в первую очередь, как ни странно это в наше время прозвучит.


Возвращаясь к комментариям Экспертов - «МСК777» стоит отметить и особенности строительства особо опасных объектов. Вот что говорят специалисты:
«Все строительные объекты можно условно разделить на обычные, к процессу строительства которых не предъявляется никаких повышенных требований, и особо опасные, технически сложные и уникальные.
Любые виды строительства имеют свои особенности, однако строительство мостов, тоннелей и объектов железнодорожной инфраструктуры по праву называют самыми сложными и опасными.
Строительство линейных объектов вдоль действующих железнодорожных путей является наиболее сложным и специфичным среди других видов капитального строительства. Строительно-монтажные работы производятся в условиях непрекращающегося движения поездов. Для их производства необходимо иметь высокую квалификацию, проявлять большую бдительность и осмотрительность.
Производство работ осуществляется в различных климатических и инженерно-геологических условиях, под открытым небом, круглогодично, с применением мобильной техники и ведется как в малообжитых районах, так и в районах, расположенных непосредственно вдоль жилых массивов.
В штате нашей организации, которая непосредственно осуществляет производство работ должны быть высококвалифицированные специалисты (в нашей организации работают люди с колоссальным опытом строительства самых уникальных и сложных объектов РФ, внесенные в национальный реестр специалистов в области строительства (НОСТРОЙ), в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ).
Организация сертифицирована по международным стандартам качества, экологического управления, стандартам, содержащим требования и руководящие указания к разработке и внедрению систем менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, применение которых обеспечивает возможность организации управлять рисками в системе менеджмента и повышать эффективность её функционирования (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 соответственно).
Одной из самых важных задач с точки зрения безопасности дальнейшей эксплуатации является комплекс работ по сооружению земляного полотна, которое включает в себя возведение насыпей и разработку выемок для главного пути и станций, укрепление земляного полотна, устройство водоотводных и регуляционных сооружений и др. К работам по возведению искусственных сооружений относятся постройка малых, средних и больших мостов, водопропускных труб, путепроводов, тоннелей, подпорных стен, противообвальных, противооползневых и других сооружений».

Строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Окружная» в Москве

Подытожим все, что было сказано в этом материале и обратимся к цифрам для наглядности. Удельный вес основных видов строительных и монтажных работ, выполняемых при строительстве железной дороги, колеблется в следующих пределах (в процентах от общей стоимости строительства дороги): возведение земляного полотна – 20–30 %, постройка искусственных сооружений – 10–15 %, укладка и балластировка пути – 20–30 %, постройка зданий – 10–20 %, энерго- и водоснабжение, устройство автоматики, телемеханики и связи – до 18 %. Наиболее трудоемкими являются работы по сооружению земляного полотна (40–45 %) и укладке верхнего строения пути (20–25 %).


Проблемы есть всегда!

Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат разным лицам, относятся к различным категориям земель и имеют различные виды разрешенного использования. При этом протяженность линейных объектов может достигать нескольких тысяч километров и пересекать границы не только муниципальных образований, но и субъектов Российской Федерации.
Участники парламентских слушаний обращают внимание на наличие целого ряда проблем, возникающих при предоставлении земельных участков для размещения линейных объектов, определении правового режима земельных участков, на которых расположены линейные объекты, установлении охранных зон, а также при последующей эксплуатации, реконструкции, ремонте линейных объектов.

Строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Окружная» в Москве

Закона нет? НЕТ!

Отсутствуют в федеральном законодательстве единые определения «линейные объекты».
Принимая во внимание обширность и многообразие типологии линейных объектов, не представляется возможным дать полный перечень линейных объектов в федеральном законе.
Очевидно, что линейным объектам, в отличие от других объектов капитального строительства, свойственны определенные конструктивные особенности, присущие инженерно-техническим сооружениям, а также большая протяженность.
Анализ и закрепление в федеральном законе отличительных особенностей линейного объекта позволило и обосновало бы необходимость установления особенностей регулирования правовых отношений, связанных с размещением и последующей эксплуатацией линейных объектов.

Проблемы, возникающие при размещении и эксплуатации линейных объектов на условиях сервитута

Сервитут (простыми словами) – это законное право ограниченно пользоваться чужой собственностью для личных целей. Оформляется он только в случаях крайней необходимости. К примеру, если требуется проход или подъезд к дому, а иначе, чем через чужой участок, сделать его не получается физически.
Подпунктом 2 части 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установление публичного сервитута допускается для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает изъятие из Земельного кодекса Российской Федерации норм о «публичном сервитуте».
Однако в настоящее время нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте имеют узкий спектр действия, в виду того, что правом обратиться за установлением сервитута наделен только собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости).
В проекте Федерального закона № 000-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом Государственной Думой в первом чтении, урегулированию отношений в области сервитута посвящена новая проектируемая глава 202 «Сервитут».
Так, указанным законопроектом (проектируемая статья 30110 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммунальный сервитут») предусматривается, что коммунальный сервитут на земельный участок или другую служащую вещь может быть установлен для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения (водопроводов, газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи, сооружений связи и иных подобных объектов). Господствующей вещью может являться объект недвижимости, для использования которого сооружается объект коммунального назначения, или сам объект коммунального назначения. Коммунальный сервитут позволяет собственнику господствующей вещи осуществлять в границах земельного участка или другой служащей вещи строительные, эксплуатационные, ремонтные, восстановительные работы в отношении объекта коммунального назначения и осуществлять его реконструкцию, для чего вправе производить земляные работы, размещать необходимую специальную технику, устройства и приспособления.

Реконструкция железнодорожных станций позволяет увеличить пассажиропоток в утренние часы пик в несколько раз

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Государственной Думы еще от 16 ноября 2012 года № 000-6 ГД «О порядке рассмотрения проекта федерального закона № 000-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи со значительным количеством поправок к данному законопроекту был определен особый порядок его рассмотрения, в соответствии с которым рассмотрение и принятие Государственной Думой отдельных положений указанного проекта федерального закона осуществляется в качестве самостоятельных законопроектов.

Необходимость совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях размещения линейных объектов.

Важным инструментом регулирования отношений с некоторыми правообладателями земельных участков должен стать усовершенствованный институт изъятия земель для государственных нужд.
Принятие ряда «специальных законов» (Федеральный закон от 1 декабря 2007 года 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 8 мая 2009 года «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 5 апреля 2013 года «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), предусматривающих «упрощенный» механизм изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд свидетельствует о том, что существующее правовое регулирование порядка изъятия земельных участков не позволяет в полной мере эффективно и своевременно осуществить такое изъятие, в том числе для решения важных государственных задач.

Таким образом, очень интересная и сложная специфика получается в России у компаний, которые совершенствуют вид и качество железнодорожных дорог в широком смысле этого слова.


Поделиться:
?>