16 июля, вторник 03:51
ДОЛЛАР 62.83 ЕВРО 70.86
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

«Метро – быстрее!». Как Россия догоняет лучшие мегаполисы мира в области общественного транспорта

7 Июня 2019

Милан, Берлин, Мадрид, Лондон и Барселона, Сеул и Нью-Йорк – каждый из этих городов прекрасен по-своему, но все они знамениты в том числе своим метро. Удобство перемещения основной массы жителей под землёй ценят и туристы, которым значительно проще строить свои маршруты по лучшим городам мира. Не случайно, Москва, которая позиционирует себя в последние годы как крупнейший туристический «хаб» страны при развитии транспортной инфраструктуры обратился к лидерам рынка. Специальный корреспондент журнала «Горпроект» Максим Кирсанов прошёлся по тоннелям самой новой ветки московского метро с начальником штаба строительства «Кожуховской» линии из компании «МИП-Строй № 1» Андреем Шабальниковым и узнал, какие западные технологии сделают самый массовый Московский транспорт ближе к самым удобным мегаполисам Земли.

Переход на российские технологии – здоровая конкуренция, а не «импортозамещение»

Длинное неудобное слово «импортозамещение» давно навязло в зубах и усилиями многих доброжелателей превратилось местами практически в пародию на свою изначальную идею. Как ещё называть ситуацию, когда в Крыму под видом российских работают немецкие опалубочные компании, а в центральной России в рамках «привлечения инвестиций» российским бизнесменам теперь противостоит, например, русская дочка австрийской «Doka», достраивающая свой завод в Липецке, в противовес действующему там полностью российскому производству «Опалубочные системы». Тем не менее прогресс в принципиальной для развития российского бизнеса отрасли не прекратился. Два года назад, когда мы посещали строительство западного участка «Калининской линии», давшей возможность быть полноценным москвичами жителям Солнцева и сотням тысяч граждан из 7 других районов Москвы, на стройплощадке причудливо соседствовали турецкие, немецкие, американские и другие технологические комплексы – часто из разных технологических эпох. Например, первая «полуподземная» станция московского метро «Мичуринский проспект» возводилась с помощью временных грунтовых анкеров российского и немецкого производства (в том числе технологий DYWIDAG). Благодаря этому удалось существенно уменьшить число распорных труб и ускорить строительство всего транспортного комплекса более простым доступом тяжелой строительной техники.

Строительство метро

За последние годы по всей стране было открыто более 30 новых станций метро. Половина их них – в Москве. Это стало возможным за счёт дальнейшего удешевления и оптимизации технологии строительства. На смену первым поколениям грунтовых анкеров – пришли продвинутые «микросваи», такие как «БУРАН», под которыми мы проходим, идя вдоль строительной площадки. Спускаемся на уровень строительных работ мы уже не по немецким клиновым лесам, а по запатентованным чашечным тур-вышкам «PSK-CUP». Конкуренция никуда не делась и знаменитые красные и синие щиты опалубки Дельта, из которых формируются чередуются с голубыми и желтыми конкурентами – системой «Гамма». Но это уже внутренняя конкуренция российских производителей, доказавших своё качество и экономичность. Впрочем, «российскость» строек никогда не была самоцелью, лишь целью строить больше и дешевле. Поэтому главная сенсация последней пятилетки в жизни «Метростроя» переход на так называемую «испанскую» технологию двупутных тоннелей, когда вместо двух изолированных 6-метровых тоннелей строители перешли на 10-метровый.

«Обойдёмся без ядерных взрывов…и потерпим платформы по бокам»

Поразительно, что технология, позволившая построить по всему миру сотни, если не тысячи станций в короткие сроки долгое время не использовалась в России по причине страха… перед ядерными бомбардировками. Возникшая ещё во времена Сталина идея использовать метро, как бомбоубежища прочно вошла в российскую строительную культуру, «обеспечивая» перерасходы в миллиарды, в ожидании Третьей мировой. Лишь благодаря прямому согласию высшего руководства страны в Петербурге в 2015 году был построен первый на постсовестком пространстве двухпутный тоннель диаметром в 10 метров (в рамках развития «Фрунзенского радиуса» и подготовки к Чемпионату Мира по футболу в России). С новой технологией строительства новые поезда метро в России стали, как и во всём мире, двигаться одновременно в одном тоннеле с платформами по бокам, а пути – посередине. Такое строительство, как показала практика, намного быстрее. Один тоннель прокладывается одним щитом-гигантом диаметром 10 метров за считанные месяцы с минимальным количеством выработок, а не двумя – диаметрами в шесть метров.
Одновременно сначала в столицах, а затем по всей России получила распространение схема параллельного выполнения работ. Если раньше необходимо было, например, полностью завершить проходку тоннеля, прежде чем укладывать жесткое основание («пол»), то теперь стало возможно начать обустраивать тоннель еще до того, как проходческий щит завершит работу.

Строительство метро

Для этого строители вслед за щитом сооружали в тоннеле участки монолитные вентперекрытия и так называемые боковые части жёсткого основания тоннеля. Для их монтажа используются легкие стальные опалубочные щиты «МСК», не требующие для своего перемещения крана или другой тяжелой строительной техники. Средняя часть тоннеля при этом оставалась свободной для перемещения грузового оборудования, бетононасосов, подъемников и т.п. Затем, с помощью специально разработанной технологической тележки проезд по тоннелю обеспечивался над средней частью, а под тележкой в это время шла заливка бетона. Такая параллельная схема выполнения работ стала инновационной разработкой петербургских метростроителей, даже защитивших на неё патент, после чего новой технологии оказались открыты десятки проектов строительства метро – прежде всего в Москве. Технологии двухпутного тоннеля и параллелизмами работ позволяют практически вдвое сократить время создания новых участков метрополитена. Экономия денег при этом идёт на миллиарды (от 5 до 10 миллиардов рублей экономится на каждой двухпутной станции), а время экономится на месяцы… позволяющие мэрии Москвы гордо обещать открыть долгожданную альтернативу перегруженной «фиолетовой» ветке на месяцы раньше. Уже летом 2019 года заработают первые станции Некрасовской ветки, которые сделает целые районы Москвы удобнее и доступнее для практически миллиона их жителей и гостей. Пока мы с Андреем Шабальниковым идём по свежезабетонированным тоннелям будущего ТПУ Нижегородская, тоннеле-проходческий комплект Herrenknecht S-956 (Лилия) уже бурит дальше, как и его «сёстры», создающие поражающий воображение проект Большой кольцевой линии, первые станции которой уже открыли свои двери.

Строительство метро

«Космос» – под землёй

Дэвид Духовны, давно переквалифицировавшийся из просто актёра в певца поколения, в своём недавнем романе «Мисс Подземка» сравнивает внутренний космос желающего познать себя человека с медитацией и вдохновением, которое дарит нам подземная паутина. Известный специалист по творчеству и вдохновению, дизайнер Артемий Лебедев, работающий над визуальным оформление новых станций метро отметил недавно в своём блоге, что на его глазах московский метрострой незаметно, но очень существенно изменил технологию. Например, даже простые тюбинги теперь почти идеально гладкие внутренности космического корабля, где все болты утоплены в красивые почти художественно расположены скошенные укрытия. Впереди безусловно нас ждёт и другие технологические новшества – не зря строительство тоннелей в наше время привлекло даже пытливый ум Илона Маска. В 2019 году глава компании Tesla не просто продолжил развивать свой сайд-проект «The Boring Company», призванный помочь электромобилям путешествовать под землёй, но и вовсю воплощает коммерческий контракты на строительство линий в Лас-Вегасе и Чикаго. Учитывая многомиллиардные вложения на всех континентах в создании всё более удобного и быстрого способа перемещения, кто знает, что ждёт нас уже в самое ближайшее время.


Поделиться:
?>