19 августа, суббота 21:25
ДОЛЛАР 59.36 ЕВРО 69.72
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. ПУТЬ В РОССИЮ

10 Марта 2015

Кто-то наверное удивится, когда прочитает и узнает, что в России есть свой Иерусалим, и при чем уже давно. Еще с 17 века... да и добраться туда по силам бОльшему количеству нуждающихся людей, чем в Израиль.

Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был заложен патриархом Никоном в 1656 году. Задумка этого монастыря состояла в том, чтобы это была некая собственная резиденция и  воплощение в жизнь уже на тот момент давней  идеи «Третьего Рима» на территории России. Новый Иерусалим строился в два этапа.

В первый из которых были возведены деревянные стены, почти доведен до конца строительства Собор и так называемые каменные службы. Также недалеко от монастыря был установлен скит Никона, который называется Отходная Пустынь и Елеонская часовня.

Во второй этап помимо дальнейшего строительства, Новоиерусалимскому монастырю указом царя Федора Алексеевича официально приписали 20 монастырей. Это, как вы понимаете, огромнейшие территории и владения. Именно этот факт сделал монастырь одним из самых богатейших в России.

Если рассмотреть старинные карты этих мест, то можно увидеть насколько Новый Иерусалим был приближен к прообразу- Иерусалиму. Единственное, наверное, глобальное отличие- размеры, намного меньшие чем оригинал. Но приближенность к Святой Земле- колоссальная.  Обратим ваше внимание на то, что даже река в этой местности стала называться Иордан, а все территории и «пункты» по берегу реки Истры стали носить названия Галилея, Елеон, Вифлеем и прочие.

К сожалению патриарх Никон до окончания строительства Новой Святой Земли не дожил. Достраивал монастырь архимандрит Никанор с соратниками.

Были в истории этого огромного комплекса и взлеты, и падения, мистика и обычные инженерные ошибки. Так, например, каменный шатер Воскресенского собора рухнул менее чем через 30 лет после возведения. В итоге это грандиозное сооружение перестраивалось уже по проекту Растрелли В.В., а руководил работами Бланка К.И. Этот факт внес свой отпечаток на здания. Собор получил черты московского стиля, смешанного с западноевропейским барокко.

В 1686-1692годах царевна Татьяна Михайловна пожертвовала большие средства на строительство Нового Иерусалима, и таким образом были сооружены трапезные палаты и церковь Рождества Христова,

а уже спустя несколько лет к этому пристроили больничные палаты и маленькую церковь Трех Святителей.

А теперь представьте себе, что уже в начале 18 века на  больничные палаты сверху делают пристройку- Царский дворец, в который будет приезжать царская семья. И тут уже это принесло огромные и заметные изменения. Была пристроена наружную каменная лестница с аркадой. Трехсвятская церковь же, которая была больничной, стала дворцовой и была перенесена на второй этаж. 
В наши дни от Трехсвятской церкви остались только отголоски-  апсидная часть и двухэтажная часть здания, которая практически и не похожа на когда- то чудесный храм. На месте алтарной преграды в современной жизни вход в музей. Только знающий все это, ступая на территорию этой земли понимает, что здесь было раньше и какие святые и чудесные места вокруг него.

Все башни и стены Нового Иерусалима являются отдельным архитектурным памятником этого комплекса. Эти элементы уже не являлись защитным барьером монастыря, так как в конце 17 века это уже не являлось актуальным моментом. Тем не менее, впечатляющие размеры бойниц на сто процентов отвечают требованиям древнерусской традиции строительства крепостей.

Если взглянуть на план Нового Иерусалима, то там видно, что ограда монастыря – это шестиугольник неправильной формы, который периметром больше километра.  В ограде 8 башен, часть из них названа как ворота в Иерусалиме. Дамасская, Гефсиманская, Сионская. На первый взгляд вам покажется что все они абсолютно одинаковые, но, если чуть внимательнее присмотреться- разница огромная даже в форме. Какие- то правильной классической формы, какие- то круглые, какие- то восьмигранные.

Чуть в стороне от стен Нового Иерусалима есть Гефсиманский сад, где на искусственном острове и был поставлен «скит» патриарха Никона, который еще называется Богоявленской пустынью.  Совсем рядом от Скита есть спуск к Истре, где бьет святой источник, место которого обозначено деревянным крестом. Крест большой и пропустить его сложно. Есть в этих Новоиерусалимсяких землях и второй источник, который наиболее известен паломникам и туристам. Находится он у стен монастыря.

В Воскресенском соборе, а также около него когда- то был большой некрополь. В наши дни от него осталось только 74 надгробия. В списке захороненных здесь есть знаменитые дворянские фамилии- Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.

Во время Великой Отечественной войны фашисты подходили к Москве именно с берегов Истры, и Новоиерусалимский монастырь был разорен. В момент отступления немцы все здания монастыря 
заминировали. В 1942 году началось восстановление всего комплекса, но к огромному сожалению- не закончилось и по сей день.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря был изначально задуман копией храма Гроба Господня в Иерусалиме. Возводился собор по замерам, которые привезли тогда из Иерусалима. Состоит он  из 3 частей: подземной церкви Святых Константина и Елены, центральной части с главным престолом Воскресения Христова и ротонды Гроба Господня.

В храме Гроба Господня в центре ротонды располагается главная святыня – Кувуклия. Кувуклия- это пещера, в которую было положено тело Иисуса Христа, у входа в нее Ангел и возвестил женам-мироносицам о Воскресении.

48 белокаменных плит вмонтированы в столпы и стены этого храма, но в наше время осталось только 30. Плиты эти с информацией о топографии храма Гроба Господня в сравнении с Воскресенским собором. Это сделано для того, чтобы каждый паломник ментально мог посетить Храм Гроба Господня.

Первое же, что паломники и туристы видят, входя в главные ворота – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, которая углублена в землю на шесть метров. Именно на этой глубине, по старому преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест.

У Нового Иерусалима огромная история, которая охватила не одну эпоху и не две. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но в этом случае- лучше сначала прочитать подробную историю о копии Иерусалима в России, а потом поехать и вдохнуть аромат истории, веры и надежды.


Поделиться:
?>