19 ноября, понедельник 10:20
ДОЛЛАР 65.99 ЕВРО 74.9
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

ПРЕРВАННОЕ БУДУЩЕЕ

7 Февраля 2018

В Москве в феврале месяце проходит выставка легенды советских карикатур Андрея Порфирьевича Крылова, в галерее на Чистых Прудах L’ACCENT RUSSE. В рамках этой выставки выставлены оригиналы работ, по которым печатались в те годы сатирические журналы и всеми любимые знакомые плакаты.

Многие его знают по смешным и актуальным карикатурам в журналах КРОКОДИЛ и ФИТИЛЬ, но далеко не многие знают, что он еще и прекрасный художник в настоящей классической школе живописи, которая тоже связывает эпохи.

Журнал ФИТИЛЬ

И вот, в этом году, вдруг, в галерее в центре Москвы смешалось время и пространство, открыв двери в прошлое – во времена советского союза 60, 70 и 80-х годов. Антураж к выставке подбирали с ностальгией и воспоминаниями о каждом предмете.
Работы Андрея Крылова не теряют своей актуальности и в наше время, приобретая даже более дерзкий оттенок с чувством вкуса и достоинства. При этом оцениваются работы уже как настоящая ценность, проверенная эпохой, и по мнению некоторых искусствоведов их можно уже прировнять к антикварному значению.


Андрей Порфирьевич Крылов

* Объездил полмира, писал картины под впечатлением путешествий на Курильские и Командорские острова, Сахалин, Камчатку, Чукотку, Кавказ, в Прибалтику, Среднюю Азию, страны Европы.
* 12 лет преподавал в Германии живопись и рисунок.
* Произведения художника представлены в музеях и частных коллекциях России, США, ФРГ, Нидерландов, Кубы, Болгарии и других стран.



Давайте поговорим о самом художнике. Андрее Порфирьевиче Крылове и о том как прошел он свой путь.
Родился в 1929 году в Москве, в семье известного художника Порфирия Крылова, того самого первого довоенного «кукрыникса».

КУКРЫНИКСЫ

КУКРЫНИКСЫ

Над большими жанровыми картинами отец работал со своими неразлучными товарищами М.В. Куприяновым и Н.А. Соколовым. Вместе они составили знаменитую творческую группу Кукрыниксы и втроем вели напряженную публицистическую работу. Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками ещё в 1930-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба.
И вот дело отца продолжил сын кукрыникса – Андрей Крылов, которому «досталась» эпоха 60-х годов и все, что было дальше. Все его так и звали – СЫН КУКРЫНИКСА.
Окончил Московский государственный художественный институт им В.Н. Сурикова, а в 1952 году уже начал активно сотрудничать с журналом КРОКОДИЛ, сначала в качестве карикатуриста, а впоследствии члена редколлегии и главного художника журнала.

«Венеция» 2010 г.

«Последний книксен» 1992 г.

Окончив в 1955 году, Крылов работал в Дрезденской галерее в Германии над копией портрета Веласкеса, при этом в это же время выступая на страницах немецкого юмористического журнала «ойленшпигель».
С 1977 года по 1987 Андрей Порфирьевич был представителем от Советсткого Союза в международном жюри Кубинских Биеннале. Художественное образование, классическая школа живописи – не принесли ему такой славы и легендарности, как карикатурное творчество. Он – кукрыникс, и навсегда связан с названием легенды Советских времен – журналом Крокодил! А Крокодил – это Эпоха, на которой выросли несколько поколений.
В своем сатирическом творчестве Крылов исходил всегда из известного положения, что «смех – дело серьезное», правильно понимая, как писали советские критики, гражданскую позицию советского карикатуриста.
Его карикатуры всегда смешны, но никогда художник не опускался до дешевого комикования.

«Для жалоб» 1966 г.

«Для жалоб» 1966 г.

«В дебрях Запада» 1980 г.


К огромному сожалению, сегодня здоровье Андрея Порфирьевича, перенесшего инсульт, уже не позволяет брать у него интервью, но его семья охотно делится всем, что знают и самое главное жизненными событиями и творчеством Крылова.
Вот некоторые цитаты из его прежних интервью.

Про отца:
Я вырос в семье Кукрыниксов – можно так сказать. Родился я в 1929 году, а коллектив их сложился примерно в 1927-м. Мой батюшка с Куприяновым объединились еще в ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские. – Н. П.) в стенгазете. Они подписывались КрыКу или КуКры. А потом к ним присоединился Николай Александрович Соколов, у которого был свой псевдоним: Никс. Так и появился Кукрыникс. Они втроем все время работали у нас дома в Москве, в квартире на Чкаловской улице за большим круглым столом. Рисовали всяких смешных дядек, как мне казалось. Хотя позднее эти «смешные дядьки» производили просто убойное впечатление на Гитлера – отец и его товарищи вместе с Левитаном были внесены им в список смертников. Гитлер всю войну мечтал «взять Москву и повесить Кукрыниксов».
Я болтался у этих людей под ногами и тоже волей-неволей начал рисовать. Хотя больше хотел играть в футбол, чем папаша был очень недоволен. Когда я повзрослел, мои карикатуры увидел Куприянов и посоветовал зайти в «Крокодил». Я зашел – и задержался надолго.

Про запретные темы:
Нам объясняли, что, если мы готовим материал о заводе, запрещено упоминать место, где он находится, называть его номер. Это делалось в целях безопасности. Нельзя было также трогать армию, военачальников. А вот взяточничество, казнокрадство, халтура – вечные темы, было где разгуляться. Помню рисунок: дом падает, а рабочие его руками подпирают. И внизу написано: «Дал слово – держи!» Или другая карикатура: египетская пирамида, которую рабы штробят молотками. Фараон на колеснице спрашивает: «Что случилось?» А ему: «Забыли кабель проложить».

Шутки над коллегами и друзьями:
У нас была стена, называлась «Васин юмор». Там висели карикатуры, которые не могли быть опубликованы. Например, такие: под деревом сидит человек, а голова висит на дереве отдельно. И надпись: «Что ж ты, Вася, приуныл, голову повесил?» Отсюда и пошел этот самый Васин юмор.

О Шарли Эбдо:
С одним из погибших карикатуристов, Жоржем Валински, я познакомился на биеннале, на Кубе. Он привез туда пачку альбомов с непотребными рисунками, которые никто не хотел брать, – он пытался их подарить. Такие сексуальные глупости! Парижские карикатуристы устроили грандиозную провокацию. Нельзя против религии выступать. Мы в «Крокодиле» ни в какие времена этого не делали, потому что это более чем бестактно, многих обижает. И все выступления в поддержку французского журнала – знак того, что все там распущено до предела. Поэтому и постреляли редакцию, как воробьев.

Карикатура

Говорить о творчестве и жизненном пути Крылова можно много и долго, и о нем вам скорее подробно расскажут на выставке, наглядно показывая его монологи в работах.
Но хочется добавить, что пройдя через неизбежные для любого художника влияния времени, эпохи, настроений и смены веков, он обрел свое собственное, четко узнаваемое лицо и почерк, а творчество при всей сатире, комичности в карикатурах и простых живописных работах – всегда светлое и чистое.


Выставка открыта для всех желающих прикоснуться к истории, и для тех, кто готов приобрести небольшой фрагмент ее.
Да, часть работ Андрея Порфирьевича Крылова выставлены на продажу в рамках выставки.


с 01 февраля по 28 февраля
Галерея L`ACCENT RUSSE
Москва, Архангельский переулок, дом 10, строение 1
www.laccentrusse.ru


Поделиться:
?>