22 ноября, среда 00:17
ДОЛЛАР 59.46 ЕВРО 69.82
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Новости

Россия и Китай – возможно ли сотрудничество в строительстве сверхсложных объектов? Опыт начала работ над Керченским мостом.

25 Июля 2016
В последнее время можно часто столкнуться со скептическим отношением к перспективе развития российско-китайских отношений. Несмотря на активное сотрудничество двух стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества, их ключевые роли в БРИКС, добрососедские и, уже десятилетиями, сугубо мирные политические отношения – несмотря на всё это их совместная работа над крупными инвестиционными проектами подчас со стороны кажется игрой в одни ворота. Такие проекты, как знаменитая «Сила Сибири», высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань или строительство трансграничного мостового перехода через Амур – если и воплощаются (как последний), то, прежде всего, как считают многие аналитики, за счёт усилий российской стороны. По итогам своего последнего большого визита в Китай это косвенно подтвердил и президент РФ Владимир Путин, отметив, что поднимал в ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином вопросы ускорения работы над совместными проектами. Может ли ситуация кардинально измениться в ближайшее время? 

Строительство Керченского моста. Аналитический материал ПСК.
Вслед за лидером Российской Федерации представители строительной отрасли считают, что да – и у них есть наглядные основания для оптимизма. Ведь прямо сейчас китайские специалисты у себя на родине и в России работают над ускорением строительства грандиозного 19-километрового «Керченского моста» – пожалуй, главного российского стратегического строительного проекта наших дней. Несмотря на всеобщее внимание к строительству моста в Крым, конкретных новостей с огромной строительной площадки на берегу Тамани в СМИ попадает относительно немного – отчасти из-за соображений безопасности (в том числе в условиях возможных терактов и при сохранении американских и европейских санкций против части участвующих в проекте компаний). Поэтому лишь специалисты в строительной сфере обратили внимание, что именно здесь стали вырисовываться возможности новых более конструктивных подходов российско-китайских отношений. Так, большую роль в сохранении темпов строительства играет сверхмощная строительная техника, которую почти не производят в России. 

Именно с помощью неё начиная с весны 2016 года, у западной оконечности острова Тузла, забивают сваи под опоры для автомобильной и железнодорожной частей моста. Фундамент каждой такой опоры очень тяжёл и формируется из большого числа длинных свай диаметром 1420 мм. К сожалению, одновременно с началом активного строительства появилась информация о проблемах генподрядчика "Стройгазмонтаж" с финансированием закупок дорогостоящей техники. В поисках выхода из ситуации летом 2016 года правительство РФ перевело проект с расширенного банковского обслуживания на казначейское сопровождение, и увеличило время для завершения строительных работ до декабря 2019 года. Однако ещё до этого своё слово сказала китайская сторона. Один из крупнейших производителей строительных кранов в мире, «SANY HEAVY INDUTRY» предложил российским строителям беспрецедентные скидки на все основные модели своих сверхтяжёлых кранов, впервые сделав этот класс техники настолько доступным российской стороне. Представитель компании «ПСК-СтройТехника», занимающаяся организацией поставки и эксплуатации гусеничных кранов SANY в России, Евгений Моисеевич Затик подчёркивает, что просто кардинальным пересмотром ценовой политики дело не ограничилось. «Китайский завод-изготовитель полностью модернизировал сам подход к внедрению техники на российских объектах». Теперь каждая новая модель, ввозимая на территорию РФ, сопровождается специально сформированной командой китайских и российских инженеров, которые производят сборку техники, обучение российских крановщиков на объекте, а затем контролируют работу каждого крана, позволяя максимизировать его возможности. В середине июля 2016 года такая команда под руководством опытного инженера Сергея Андреевича Романухи доказала эффективность такого рода подхода, собрав в рекордные сроки два крана в Тамани. 
Строительство Керченского моста. Аналитический материал ПСК.

Строительство Керченского моста. Аналитический материал ПСК.

Краны с грузоподъёмностью 260 и 400 тонн, одна перевозка которых на стройплощадку потребовала 37 больших фур, были одновременно собраны в течение всего 7 дней, причём одновременно, против 10-12 дней (последовательно на каждый кран) предусмотренных стандартно. «Получается в 2-3 раза быстрее. Мы пошли навстречу пожеланиям генподрядчика строительства моста и компании «Таманьнефтегаз», несмотря на то, что краны собираются на двух разных площадках», – комментирует Сергей. «Благо наша новая система работы совместно с китайскими коллегами позволяет это делать». Два огромных гусеничных крана, высотой более 55 метров, были собраны мобильной бригадой всего из 6 человек, которые параллельно обучали 4 местных крановщиков. Большая часть команды состояла из представителей китайского завода. Кроме переводчиков и логистов, китайская сторона предоставила для каждой поставляемой модели индивидуального специалиста, способного, как комментируют восхищённые русские коллеги, «собирать свой кран с закрытыми глазами, как в армии собирают и разбирают автомат Калашникова». Несмотря на 30-градусную жару, изредка перебиваемую яростными грозами, команда полна энтузиазма. Для них это непросто работа и очередной уникальный объект (До Тамани сотрудники «ПСК-Стройтехника» успели поработать с бетононасосами, стрелами, кранами и подъёмниками на строительстве Ленинградской и Нововоронежской АЭС). 

Для китайских специалистов это ещё и возможность показать новые комплексные подходы китайских производителей к российским партнёрам. «Мы тщательно документируем запуск каждого экземпляра такого рода сверхмощных кранов по всему миру и знаем, что обычно, когда это огромное сооружение на гусеницах, в два раза превышающих человеческий рост вдруг начинает легко и плавно передвигаться по объекту, вся площадка взрывается аплодисментами», - комментирует представитель китайского завода. «Хочется, чтобы и в России было так же». Немного о моделях, представленных в России. Прежде всего, это легендарная модель SCC4000, выпущенная SANY впервые в 2005 году, чтобы закрыть незаполненную нишу большегрузных гидравлических кранов грузоподъемностью 400 тонн, и с тех пор непрерывно совершенствуемая производителем. Именно этот кран был назван «краном № 1 в Азии» группой независимых экспертов выставки BAUMA в 2009 году, именно этот кран помог спасти 33 чилийских шахтёра, два месяца находившихся под завалами на глубине 700 метров в Чили осенью 2010 года. 

В настоящий момент по всему миру работает почти две сотни единиц такой техники, ежедневно выполняя уникальные операции: строя АЭС и ТЭЦ, поднимая целиком корабли или помогая создавать ветроэлектростанции... Теперь эта техника стала доступна в России, причём по докризисным ценам, несмотря на оснащение по последнему слову мировой технологической мысли! «400 тонн – это что-то!» – комментируют на площадке строительства Керченского моста. «А аналоги этой техники в России раньше можно было сосчитать по пальцам одной руки. Это будет грандиозно!». Как и любая современная техника таких масштабов, краны имеют свой уровень сложности, но в то же время, как подчёркивают начавшие с ними работать российские специалисты, во время работы — это простая и интуитивно понятная техника. Это обеспечивают интеллектуальные системы электроники, в том числе системы многоступенчатой автоматической защиты (от перегруза, выхода из строя любых узлов и даже ошибок оператора – человеческого фактора). Большая часть работы мобильных китайско-российских бригад «ПСК-SANY», заключается в тонкой настройке этой электроники, запуске и отладке каждого узла, а затем сдаче результатов комиссии генподрядчика. С целью ускорения процесса по специальной китайской методике к сборке привлекаются крановщики, которые имеют возможность пощупать буквально каждый элемент и получить его подробное описание от представителя завода-изготовителя. 
Строительство Керченского моста. Аналитический материал ПСК.
Самые большие проблемы теперь возникают не из-за стоимости и сложности работ, а из-за бюрократических проволочек. Координатор проекта с китайской стороны, давно живущий в России Ло Эрси, говорит, что они смогли бы работать ещё быстрее, если бы недолгое оформление любых документов и пропусков русскими службами безопасности (процедура может занимать целый день), и ещё более долгой растаможкой. Но и это, вслед за ценами и прежним недоверием – оказывается, вполне преодолимо! Уже сейчас, можно сказать, что первый российско-китайский проект оптимизации строительства нового поколения оказался вполне успешен. Всего за несколько месяцев почти десяток сверхмощных кранов SANY начали работать не только на строительстве Керченского моста, но и на других инфраструктурных проектах. Так, краны SANY эффективно выполняют задачи на строительстве нового порта федерального значения в Тамани, который ещё до финальной сдачи Керченского моста должен стать вторым крупнейшим портом региона после Новороссийска. Благодаря высокому спросу график сборки кранов описанной выше российско-китайской бригады расписан уже до сентября. Впереди – новые проекты и вполне возможно, что большая доступность современной мировой техники, продемонстрированная ПСК и SANY, сможет сократить сроки и затраты и в них.
Поделиться:
?>