22 ноября, среда 02:02
ДОЛЛАР 59.46 ЕВРО 69.82
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

«ДОМ-РАШПИЛЬ», ПЕРВЫЙ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕВАТОР… ИЛИ КАК САМАРА СТАЛА РОДИНОЙ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ!

18 Октября 2017

В Самаре на пересечении улицы Осипенко и Проспекта Ленина расположился интересный дом, прозванный местными жителями «рашпиль». Рашпиль – это классический вариант напильника, упомянутый ещё у Даля. Он имеет насечку в виде маленьких симметричных заусенцев, расположенных отдельно друг от друга. Посмотрите на фотографии – и вправду похож. Этот дом – памятник долгой работы советского архитектора Белоконя, который в конце 80-х годов реализовал свои смелые проекты всего в нескольких городах бывшего СССР. В число таковых попали Самара, Уфа, а также Минск и Брест. В крупнейшем, самарском, доме этой серии 152 квартиры, по восемь на этаже. В торцах расположены эвакуационные лестницы. Положение здания на участке обусловлено требованиями инсоляции и градостроительным контекстом – постройка идеально вписалась в ансамбль проспекта Ленина, но при этом дом повёрнут глухим торцом к реке, что ограничивает жителям панорамный вид на Волгу.

Сборка скользящей опалубки

«Замечательный пример позднего брутализма, достойный встать в одном ряду с домом на Беговой Андрея Меерсона и зданием аэропорта Шарль-де-Голль-1», – пишут Виталий Стадников и Олег Федоров в книге «81 архитектурный шедевр. Путеводитель по современной архитектуре Самары». Грубая фактура голого бетона и ритм чередующихся балконов создали неповторимый облик здания. Но ещё поразительнее метод его строительства – скользящей опалубкой, которую сейчас по всему миру используют для строительства небоскрёбов!
В 1970-х годах архитектор московского Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования («ЦНИИЭП») жилища Александр Николаевич Белоконь (годы жизни: 1928-2006) начал активно работать над темой строительства жилых домов из монолитного железобетона методом скользящей опалубки. Эта технология была уже известна и запатентована в СССР, но её распространение прервали государственные установки КПСС на сборное панельное домостроение. Плюсы последнего давно известны. Но немало известно и минусов – прежде всего, низкое качество и недолговечность построек из сборного железобетона, самым ярким памятником которому стали бесконечные «хрущевки» и «брежневки»…

Советский патент 1972 года на скользящую опалубку

Нельзя сказать, что советская строительная отрасль стояла на месте. Ещё в 1972 году, например, почти одновременно со знаменитой шведской компанией Bygging Uddeman, в СССР был зарегистрирован патент № 350919, предлагающий бетонировать вертикальные стены постоянной толщины и цилиндрической формы, вроде силосов и труб скользящей опалубкой. Аналогичных изобретений в архивах советских патентов было много. В условиях некапиталистической экономики мало было сделать «изобретение», надо было прорваться с ним через все бюрократические препоны.
Внедрение монолита в архитектурно-строительное дело требовало огромных организационных и физических усилий, многочисленных испытаний различных гибких технологий с использованием опалубки. Почти в одиночку Александр Николаевич разрабатывал все новые проекты с использованием скользящей и переставной опалубки.

Став с 1985 года главным архитектором государственной строительной организации «ЦНИИЭП жилища» Александр Николаевич получил возможность реализовывать свои самые смелые проекты. Сначала в ход пошел один проект, по которому в Бресте на Московском шоссе возникли причудливые здания, кажущиеся таковыми и по сей день. Затем А.Н. Белоконю оказали помощь руководители Казахстана, Молдавии, Башкирии, заинтересованные в улучшении архитектурного облика городов и лично рассматривавшие его проекты. Успех монолитного домостроения привел к тому, что в 1987 году из состава «ЦНИИЭП жилища» был выделен «ЦНИИПИ монолит», а А.Н. Белоконь был назначен главным архитектором нового института.
Постепенно главным полигоном для него стала Беларусь, желающая создать новый архитектурный облик своих городов в прогрессивном стиле модерн. Целые районы столицы республики Минска-«Восток», «Курасовщина», улица Калиновского – заполнены и сейчас «домами Белоконя». В конце 1980-х годов был реализован главный проект «минского периода» архитектора – более запоминающийся внешне. Это построенные с помощью скользящей опалубки башни, расположенные на пересечении улиц Машерова – Богдановича. Местные жители прозвали их «сотами», хотя тоже могли бы, как и ранее самарцы, назвать их «рашпилями».
Как мы видим, скользящая опалубка в жилищном домостроении была не просто распространена, но едва не стала популярной. Увы, экономические проблемы советского союза прервали на взлёте эту мощную волну на долгие 20 лет. Как отмечает почётный строитель России Рубен Арташесович Чинарьян, подобная ситуация, к сожалению, была характерна для многих гениальных разработок советской эпохи в строительстве.
Лишь в 2000-е годы во всё той же Самаре компания «ПромСтройВолга» (ГК ПСК) по следам Александра Белоконя по крупицам с использованием международных разработок была восстановлена технология монолитного строительства домов методом скользящей опалубки.
Однако, почему только домов? Среди крупнейших объектов ПСК последних лет – множество заводов, силосов, труб и зернохранилищ. «Сейчас это один из самых экономичных методов строительства подобного рода объектов!» – отмечает ведущий инженер «ПромСтройКонтракт»
Сергей Шепелев, комментируя растущую популярность скользящей опалубки. Удивительно, но истоки применения скользящей опалубки в промышленности так же приводят нас в Самару – на Потаповский переулок, где расположился первый советский вертикальный монолитный элеватор.

Современные россисйские строители хорошо владеют технологией скользящей опалубки

ЭЛЕВАТОР В ПОТАПОВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ И НЕ ТОЛЬКО

Рядом с мостом через реку Самару расположено одно из самых оригинальных зернохранилищ страны – первый в Советском Союзе элеватор вертикального типа, построенный за 10 лет до «дома-рашпиля» ещё в 1970-е.
Необходимость строительства крупного объекта для Мукомольного завода и отведённый для этого небольшой участок земли вынудили проектировщиков «Промзернопроекта» придумать нестандартное решение. Архитектор Валентин Смирнов спроектировал элеватор в виде двух цилиндрических башен. Между ними располагаются лестничные пролёты и нория – вертикальный транспортёр. Поступавшее в верхний ярус зерно равномерно распределялось по двум хранилищам.
Согласование проекта в Москве длилось около трёх лет, а построили монолитный элеватор за 30 дней методом скользящей опалубки (этот метод впервые тогда использовали в Куйбышеве). В первоначальном проекте завершающая цилиндрические объёмы корона и окна в ней, как и остекление нории, были продольными, поддерживая и продолжая вертикальный объём устремлённого вверх сооружения.
Валентин Смирнов ушёл из «Промзернопроекта» ещё до начала строительства. При подготовке рабочей документации архитектор Николай Дегтярев изменил первоначальное авторское решение короны и расстекловку нории, упростив и визуально утяжелив и без того брутальные башни. К тому же строители 1970-х не смогли сделать опалубку идеально круглой, так что цилиндры зернохранилищ получили форму гранёных стаканов.
В 1970-е элеватор был удостоен медали «Золотой колос» на международной выставке в Чехословакии. Сегодня сооружение не только памятник промышленной архитектуры (пока неофициально), но и важный градостроительный акцент на въезде в центр города через автомобильный мост.
Элеватор на берегу Самарки не используется уже много лет. За последнее десятилетие было несколько идей его приспособления под современное использование. Архитектор Дмитрий Храмов предлагал, например, реконструировать башни под десятизальный кинотеатр. По утверждённому проекту планировки территории на этом месте предполагается строительство жилого дома, повторяющего силуэт зернохранилища. Не исключено, что строительство объекта будет производиться так же с помощью скользящей опалубки, произведённой компанией «ПромСтройВолга». Тем более, что среди её последних объектов – преобразование московского мукомольного завода и его элеватора на Шмитовском проезде в современный жилой комплекс – «Центр-Сити», который может посоперничать с Московским Международным Деловым Центром высотой своих башен. Возможно, похожие башни скоро появиться и на родине скользящей опалубки в Поволжье…


Поделиться:
?>