17 августа, четверг 08:53
ДОЛЛАР 59.65 ЕВРО 70
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

Как импортозамещение и Чемпионат мира меняют регионы России

3 Августа 2017

С момента проведения Кубка Конфедерации летом 2017 года, в нашей стране стартовал длинный период крупных международных соревнований, проведение которых для многих регионов – это шанс для глобальных преобразований. На этом фоне строительство гигантских, похожих на космические корабли стадионов (о которых журнал «ГОРПРОЕКТ» писал ранее) отходит на второй план, а на первый выходит преобразование российских регионов.


Строительство новых дорог, гостиниц, очистных сооружений, аэропортов, портов и больниц способно в короткие сроки кардинально преобразить облик города, а главное – уровень жизни его обитателей. Мы уже видели какой длительный и позитивный эффект проведение саммита АТЭС оказало на Владивосток и в целом – на Приморье, стимулировав в итоге рост экономической активности даже в Хабаровске и на Сахалине. А также, на уровень европейских и турецких курортов, после проведения Олимпиады, поднялся регион Сочи. Чтобы посмотреть на то, как реализуется шанс на «билет в новую жизнь» для новой, как никогда обширной, череды российских регионов специальный корреспондент нашего журнала, Максим Кирсанов, отправился посмотреть, как меняется один из красивейших городов России – Самара.

Возведение 700-метрового мостового перехода «Фрунзенский»

Почему она? В отличие от своих более крупных коллег по проведению Чемпионата мира 2018 года по футболу в России – Волгограда или Ростова-на-Дону, уже завершающих строительство новых стадионов или аэропортов, Екатеринбурга или Нижнего Новогорода, и до приёма международных соревнований, активно развивающихся Калининграда и Саранска с существенно меньшим бюджетом – Самара рассчитывала именно на инфраструктурный рывок и ставила амбициозные планы по преобразованию дорожной системы региона. Именно об этом говорил губернатор региона в 2015 году, давая старт строительству центральных проектов подготовительного периода – строительство футуристической футбольной арены «Космос», которая по сложности своего архитектурного решения должна превзойти не только большинство российских, но и лучших европейских арен, и возведение 700-метрового мостового перехода «Фрунзенский».

Возведение 700-метрового мостового перехода «Фрунзенский»

Спустя 2 года упорной, почти круглосуточной работы на первом объекте удалось завершить почти все монолитные работы, потребовавшие опалубочных систем и других уникальных отечественных разработок. Однако, ограничения в бюджете потребовали значительно упростить фасады стадиона, который из «Космоса» стал просто «Самара-Ареной». Второй объект – комплекс мостов, развязок и эстакад через реку Самара и озеро Банное – тоже столкнулся с проблемами, но лишь увеличился в масштабах, успев пополниться новыми эстакадами и съездами для распределения транспортных потоков в регионе.


СКОЛЬКО И НА ЧТО?

В духе времени, средства на строительство, руководство региона надеялось получить из системы «Платон», но из 4 миллиардов запланированных, как весной 2017 года признал губернатор Самары Николай Меркушин, удалось собрать лишь один. За помощью регион обратился к федеральному правительству, которое пообещало выделить средства. Для оценки масштабов выполняемых работ 10 июня 2017 года и министром транспорта РФ Максимом Соколовым, который посетил с рабочим визитом Самарскую область. Вместе с губернатором Н.И. Меркушкиным он провел в Тольятти совещание, посвященное реализации региональной комплексной программы в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» и ознакомился со строительством развязки на трассе М5 «Урал». В рамках общения с журналистами М.Ю. Соколов напомнил об основной цели проекта: за два года привести в нормативное состояние улично-дорожную сеть Самарско-Тольяттинской агломерации и устранить аварийно-опасные участки. Планируется, что к концу 2017 года из 2500 км дорог в нормативном состоянии должны находиться 48,5%, к концу 2018 года – 54%. На первом этапе, в 2017 году, финансирование программы из бюджетов всех уровней составит более 4,1 млрд рублей. «Федеральная казна наполнит программу на 1,8 млрд рублей – по этому показателю Самарская область является лидером в стране.»
М.Ю. Соколов подчеркнул, что озвученные суммы – это далеко не все федеральные средства, выделяемые на развитие дорожной сети Самарской области: «Дополнительно из бюджета страны, предоставляются трансферты исключительно на подготовку к чемпионату мира в размере 4,4 млрд рублей. Еще 600 млн рублей – на строительство мостового перехода Фрунзенский. Сейчас подготовлено решение – надеюсь, правительство и Госдума нас поддержат – выделить дополнительно еще 400 млн рублей, чтобы ускорить строительство этого объекта».
Сейчас по проекту «Безопасные и качественные дороги» в Самарско-Тольяттинской агломерации заключено 88 из 93 контрактов, остальные находятся в завершающей стадии. Глава Минтранса попросил ускорить подписание документов. Он сообщил, что недавно принято решение на уровне вице-премьера РФ А.В. Дворковича: средства, выделяемые субъектам, которые не заключат контракты до начала июля, будут перенаправлены тем регионам, которые по итогам первых месяцев проекта «Безопасные и качественные дороги» показали позитивные результаты.
«Нужно быть готовым к тому, что могут появиться какие-то дополнительные средства в рамках этого года для выполнения дополнительных работ», – сказал министр.
Комментируя журналистам итоги рабочего визита, М.Ю. Соколов сообщил, что в этом году на ремонт федеральных магистралей в регионе направили 4,5 млрд рублей, в 2018-м на эти цели выделят более 10 млрд рублей: «Объем финансовых и физических работ будет практически удвоен». Всего же на дороги региона за последние 5 лет выделено 100 млрд рублей.


КАК СТРОИТЬ, ПОКА ДЕНЕГ ЕЩЁ НЕТ, А СРОКИ УЖЕ ПОДЖИМАЮТ?

Самарский эксперт по строительству, экс-депутат  Самарской Губернской Думы Алексей Чигенев, обращает внимание на то, что на исполнение даже прямого поручения премьер-министра по федеральному финансированию уйдёт 3-4 месяца, так что опасность срыва сроков сохраняется. «И это не потому, что регион не хочет строить объект, а потому что перед областным бюджетом стоят другие первоочередные задачи», – заявил он в интервью. Одновременное комплексное развитие всего региона в рамках подготовки к Мундиалю множат задачи слишком быстро. Бывший руководитель департамента строительства Самары Александр Бурнаев в интервью газете Коммерсант склонен согласиться с подобными выводами: «То, что премьер-министр дал поручение найти источники финансирования работ, конечно, внушает уверенность. Думаю, что объект будет в любом случае достроен, так как его консервация обойдется бюджету дороже, поэтому средства будут найдены в любом случае». Но сроки, по его мнению, будут сорваны и в заветный год Чемпионата мира по футболу мост открыт не будет.

Секрет оптимизма компании – ставка на отечественных поставщиков стройматериалов

Однако, несмотря на то что по последним данным готовность Фрунзенского моста составляет 30%, генподрядчик строительства, АО «СтройТрансГаз», придерживается мнения противоположного. Представители компании заявили, что у них есть все необходимые мощности для того, чтобы в два раза увеличить темпы строительства и успеть довести готовность до 80% в 2017-м, чтобы точно завершить в 2018 году. Секрет оптимизма компании – ставка на отечественных поставщиков стройматериалов.

При строительстве по программе импортозамещения будут использоваться только российские материалы, соответствующие самым высоким мировым стандартам

«При строительстве по программе импортозамещения будут использоваться только российские материалы, соответствующие самым высоким мировым стандартам, – отметил Александр Попов, представитель АО «СТГ» по строительству объекта «Фрунзенский мост». – Это касается антикоррозийных покрытий и геосинтетических материалов, а также компонентов для приготовления асфальтобетонных смесей и т.д. Всего на объекте будет уложено 46 тысяч кубометров монолитного железобетона, смонтировано 9,5 тыс. тонн металлоконструкций, уложено в насыпь 1 140 000 куб. м грунта и выполнено 101 000 кв. м асфальтобетонного покрытия.». Многие компании-производители помогли подрядчику тем, что с самого начала поставляли специальное износостойкое оборудование, которое возможно использовать в течение всех лет строительства, включая зимние морозы и регулярные весенние паводки.
Так, известный волоколамский завод «ЭкоСтройПроект», многие годы, работавший на крупнейших объектах Самарской области (начиная со строительства «Лада-Арены» в Тольятти, десятков жилых и торговых комплексов) с самого начала работ над объектом поставлял на него универсальную двутавровую деревянную балку, аналогичную тем, которые поставляются на экспорт, космодром «Восточный» и объекты военного комплекса РФ. Строительные двутавровые балки под марками TECH, TAVR и «Патриот» (отличающиеся ориентацией используемой древесины, хвойной или берёзовой фанерой в несущих «полках») отлично выдерживали работу в опалубочных системах, как холодной влажной зимой, так и жарким летом – десятки раз («в среднем около 30» – по сообщениям поставщика), работая и «на суше» и прямо в воде. Именно они стали «сердцем» используемых при формировании монолитных опор моста опалубочных систем, которые так и назывались строителями «балочно-ригельные» или коротко «БРО». Периодически, из-за разлива воды, вся грандиозная жёлтая трапециевидная балочная опалубка оказывалась под водой, но затем успешно продолжала функционировать. После окончания бетонирования одного участка, опалубка разбиралась, а затем балки «ЭкоСтройПроект» и стальные ригеля и подкосы «PSK-Classic» продолжали использоваться уже в новой конфигурации.
Весной 2017 года строительство моста вышло на новую – ещё более технологическую стадию, когда 27 апреля, строители Фрунзенского моста начали надвижку пролетного строения моста через реку Самару. Руководитель группы управления строительством АО «Стройтрансгаз» Константин Агалаков подчеркнул роль российского оборудования на этом этапе, описывая специфику работ: «Собранная на стапелях укрупненная пролетная секция весом 1200 тонн, надвигается в сторону пролета.

Основная техника для надвижки – гидравлические домкраты

Основная техника для надвижки – гидравлические домкраты. Здесь задействована система из 32 домкратов, четыре из них тянут строение в пролет, 16 поднимают, остальные корректируют плановое положение. Главное – координация действий всех участников процесса. На каждой накаточной опоре стоят несколько человек, перед каждым ходом домкрата проверяется готовность всех опор». Поставку гидравлических домкратов и контроль качества осуществлял другой пионер импортозамещения в российском мостостроении – московская компания «ПСК-Строитель». Одновременно с помощью «неубиваемой» балки TECH на строительной площадке продолжаются работы по возведению оставшихся русловых опор (№№ 3, 4, 5 и 6) моста через р. Самару. Всего на объекте строители погрузили 593 свай из запланированных по проекту 2 081, на которые будут опираться фундаменты не только мостов через реку Самару и озеро Банное, но и транспортных развязок, пяти подпорных стен и путепровода на съезде над автодорогой основного хода.


ПРЕОДОЛЕВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ БЕЗДОРОЖЬЕ

Строительство мостового перехода «Фрунзенский» – одна из первостепенных задач для Самары. Он позволит ликвидировать транспортную напряженность в городе, разгрузит поток автомобилей по мосту на улице Главной, ведущей в Куйбышевский район. При этом будет обеспечен подмостовой габарит для прохода речных судов шириной 200 метров и высотой 12 метров, что важно в рамках параллельного строительства нового городского порта. Подходы к мостовому переходу через реку Самара переключат на себя сложившиеся городские транспортные потоки, мост обеспечит выход на федеральную трассу М-32 (Самара – Актюбинск – Чимкент), а также к трассам местного значения. Фрунзенский мост важен для развития всей области: на другом берегу реки Самары активно застраивается район «Южный город», скоро получат дополнительное развитие города-спутники областного центра – Новокуйбышевск и Чапаевск, поэтому строительство современного моста в этом направлении для региона необходимо.

Ход строительства объекта и качество выполняемых работ контролируется Федеральной службой «Ростехнадзор»

Согласно Градостроительному кодексу РФ мост через реку Самару относится к категории «Уникальные и технически сложные сооружения» в связи с тем, что включает в себя русловые пролёты длиной до 135 метров. Ход строительства объекта и качество выполняемых работ контролируется Федеральной службой «Ростехнадзор», которые так же подтверждают возможность строительства на высоких темпах – даже в эпоху экономических кризисов. И вполне возможно скоро одной из глобальных русских проблем в сердце Поволжья станет меньше.


Поделиться:
?>