23 июля, воскресенье 11:49
ДОЛЛАР 58.93 ЕВРО 68.66
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

Как преодолевать кризис без помощи государства – опыт строителей из регионов

4 Мая 2016


Весной 2016 года об очередном рекорде заявило руководство московской подземки в лице главы департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева. По его словам, темпами, которыми российские строительные компании строят метро с 2007 года, не работали даже в СССР. Эти слова подтвердили тенденцию, отмеченную руководством страны ещё в 2015 году. Тогда уже в разгар нового экономического кризиса премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что за последние годы российские строители, наконец, сравнялись по темпам работы со знаменитыми советскими объёмами строительства. Так, за 2014 год в России было построено 84 млн. кв.м. жилья, что позволило обогнать рекордный 1987 год. «А ведь именно в этом году был максимум советского периода, естественно, в границах РСФСР. Тогда было построено и введено в эксплуатацию почти 73 млн. квадратных метров жилья, а в 2014 году этот показатель составил 84 млн. квадратных метров», - пояснил глава кабмина.

Известный экономист Михаил Хазин спустя год после этого заявления Дмитрия Медведва, анализируя жизнеспособность строительного сектора в кризис, склонен согласиться с оценками премьер-министра. По его мнению, достижение советских темпов строительства, при колоссальном качественном скачке, это действительно свершившийся в строительной отрасли факт, а не ошибка статистики. Ключ к успеху строителей, который, по мнению Михаила Хазина поможет отрасли и пережить кризис – это продолжительный опыт её развития без участия государства в целом и госчиновников в частности. Относительно давно поставленная на рельсы саморегулирования, строительная индустрия России уже десятилетия развивается за счёт внутренней оптимизации и позитивных опытов кооперации.

Лучше всего проверить эту теорию, по мнению специалистов индустрии, можно на опыте регионов, так как в отличие от столиц картину там не искажают неиссякаемые сверхбюджеты естественных монополий и огромный по меркам других регионов местный бюджет, который тратится на метро. «У нас за Уралом всё совсем не так, как в Москве», - комментирует ведущий инженер компании «ПромСтройУрал» - Александр Семёнов. «Несмотря на то, что крупные промышленные холдинги – СИБИРЬ, Газпром и другие – активно развивают свои мощности даже в кризис, в гражданской сфере таких денег нет, и все выживают как могут. Однако мы можем многое! У российских девелоперов сейчас есть мощные производители отечественных строительных систем, благодаря чему удаётся удерживать относительно низкую себестоимость строительства и стимулировать скидками как частный спрос, так и спрос на офисы и торговые площади. Если бы мы сейчас строили IKEA и МЕГА, которые были возведены в середине 2000-х, то справились бы быстрее и дешевле. На нашей стороне сейчас российский производитель вместо турецкого и опыт – много опыта!». Действительно, за последние годы в Уральском Федеральном округе темпы строительства вышли на одни из лидирующих позиций по стране, хотя кризис коснулся, конечно, и их. Аналитик «Уральской палаты недвижимости» Михаил Хорьков отмечает, что во всех городах Урала начало наблюдаться синхронное снижение цен и спроса, однако нет ни «обвалов», ни «скачков». Сырьевые районы Урала, малые и большие промышленные города, а также мегаполисы с экономической базой постиндустриального характера ведут себя по-разному, но стройки не останавливаются нигде. Аналитик связывает это с оптимизацией проектов. «Сегодня за те же деньги, что и раньше, можно приобрести объект более высокой степени готовности с лучшей инфраструктурой и другими плюсами». Нельзя просто экономить на каждом квадратном метре, отмечает аналитик. «Мы видим, что отдельные участники рынка пытаются работать в этом направлении. Но даже в среднесрочной перспективе, на фоне снижения цен на вторичном рынке, – это тупик. Более сложный путь – непросто ввод квадратных метров, а создание интересных для проектов». Здесь оказался востребован опыт нового поколения российских архитекторов и девелоперов, которые в кризис оптимизируя свои проекты, находят инвесторов для новых объектов.

Однако переместимся ещё восточнее от центра – где нет нефтяных вышек Ямала и средний класс намного скромнее. Начальник департамента опалубочных систем компании Антон Шарыпов «ПромСтройСибирь», работающей в Новосибирской области считает, что только здесь можно продемонстрировать, чему действительно научились российские строители за последние годы. «Возьмём наш крупный городской проект в сфере торговли – ТРЦ Евопейский, площадью более 100 000 квадратных метров». Масштаб его на фоне даже крупнейшего сибирского города-миллионника, каким является Новосибирск поражает и по-настоящему передаётся только при аэрофотосъёмке, которую специально организовывает Антон с коллегами. «В чём особенность проекта? Непросто в том, что его начали строить в условиях кризиса, в 2014-м году. Непросто в том, что на пересечении 3-х крупных транспортных путей Новосибирска - ул. Дуси Ковальчук, ул. Богдана Хмельницкого и Ипподромской магистрали, грунты потребовали дополнительного геотехнического усиления прямо в процессе строительства. Нет, эти проблемы бывают везде. Интереснее их решение, ведь проект был закончен в рекордные два года без превышения начальной сметы лишь за счёт постоянной оптимизации по ходу строительства». По словам инженера, строительство такого объекта совершенно столичного масштаба демонстрирует то, как многого могут добиться производители стройоборудования и генподрядчик, если постоянно работают над совершенствованием своей работы. 

При возведении ТРЦ «Европейский» использовались такие приемы, как устройство многоцветных атриумов, а также применение современных материалов: керамогранит, натуральный камень, стекло. В центре здания в атриуме расположен светящийся фонтан, он падает прямо из-под крыши здания. Сложность подбора опалубки была вызвана также тем, что само здание вытянуто в т-образную форму и имеет расширенную часть с полукруглым завершением со стороны основных транспортных путей. Интересная архитектурная задумка здания - стеклянный полукруглый наклонный витраж. Компании группы ПромСТройКонтракт решила архитектурные задачи с помощью своих фирменных балочно-ригельных систем на основе российской балки TECH. Опалубка PSK-Classic использовалась для стен, высоких колонн, контрфорсов, фундаментов, радиусов и других элементов ТРЦ. Большую роль сыграла запатентованная российская балочно-рамная система PSK-CUP, рамные леса и другие продукты, поставляемые ПромСтройСибирь. «Всё производилось в России, от изоляции и крепежа для неё, до строительных кранов Ржевского Краностроительного Завода, которые работали без сбоев всё время строительство, эффективно заменяя такие известные международные бренды, как SYM и Potain», - подчёркивает инженер. Директор компании ПромСтройСибирь, Г.П.Ильченко, считает, что опыт его компании может быть востребован далеко за пределами его родного региона. Ведь благодаря таким подходам лишь за последние годы была построена целая линейка уникальных комплексов. Среди них: торговые центры «Галерея» в Новосибирске и Новокузнецке, ТЦ «Планета» в Красноярске, ТЦ Леруа-Мерлен в Новосибирске и многое другое. Масштаб поражает, а значит российским строителям из регионов, действительно ещё есть чем удивить и чему научить своих коллег из Центральной России, привыкших полагаться лишь на госпроекты.


Поделиться:
?>