21 мая, понедельник 10:09
ДОЛЛАР 61.94 ЕВРО 73.18
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

Как российские строители согрели США зимой 2018 года

1 Февраля 2018

В истории Новой России современным бизнесменам стало понятно, что главное, не только масштабность проекта, а и чтобы он был закончен строго в нужное время. Желательно – вчера. И в последние годы у российских строителей это стало получаться. Лучшей иллюстрацией этому стала потрясшая воображение экспертов энергетического рынка ситуация, когда зимой 2018 года именно российский газ со свежезапущенной Ямал НПЗ согрел американские города.

Как совершить чудо посреди лютой зимы

В январе 2018 года в американский терминал Everett, который находится возле Бостона, пришёл танкер Gaselys французской компании Engie с российским сжиженным природным газом с «Ямала СПГ». Он прибыл строго по расписанию в США – 22 января. Наблюдавшие за этим эксперты сразу заметили, что дата прибытия удивительно совпадает с графиком первого танкера с «Ямал НПЗ», который отправился из российского порта Сабетта в декабре 2017 года. Крупнейший отечественный комплекс был открыт тогда в присутствии президента Владимира Путина. Начальник строительства тогда отметил, что комплекс НПЗ был построен в короткие сроки с активным использованием отечественных технологий. Одним из поставщиков «Ямал НПЗ» стала компания ГК ПСК, в том числе механических соединений арматуры. Проект на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения было бы невозможно реализовать без технологий работы при сверхнизких температурах. Компания ПромСтройКонтракт в сотрудничестве с Научно-исследовательским проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона (НИИЖБ им. А. А. Гвоздева) такие технологии предоставила. Как отмечает ведущий научный сотрудник НИИЖБ Вячеслав Дьячков они провели целую серию исследований, чтобы предоставить российским нефтяникам технологии арматурных работ, которые выдерживают температуру до минус 60 градусов Цельсия. Большую роль сыграл опыт ГК ПромСтройКонтракт, которая поработала за последние годы на стройках космодрома Восточный с температурой до минус 40 и объектах газопровода «Силы Сибири», где гусеничные краны ПСК работают зимой 2018 года при температуре минус 50 градусов.

Ямал НПЗ - готовые цистерны для сжижженного газа

Однако, чтобы возвести четыре резервуара «Ямал НПЗ» и этого было мало. Объект включает в себя внутренний контейнер из нержавеющей стали и внешний контейнер из предварительно напряженного бетона. Объем резервуаров составляет – 160 000 м3, а рабочая температура со сжиженным газом – минус 163°С. Однако и тут специалисты ПСК и НИИЖБ предложили подходящие технологии. Криогенные муфты Lenton, предложенные специалистами выдерживают температуры до -160°C (-265°F) и позволили завершить объект практически без использования сварки – только механическими соединениями арматуры. А значит – очень, очень быстро. «Время – деньги», – помнили российские строители. И не прогадали.  

Российские муфты позволили построить Ямал НПЗ менее чем за 2 года

Хорошее топливо – особенно хорошо, когда оно вовремя

Как сообщили в январе американские СМИ, французская Engie доставит в Бостон из Великобритании груз СПГ, который был привезен туда с проекта «Ямал СПГ» НОВАТЭКа. Причина такой странной сделки – резкий рост цен на газ, на восточном побережье США. Из-за снежного шторма на днях они поднимались до беспрецедентных $6,3 тыс. за 1 тыс. кубометров. Впрочем, сделка вряд ли выльется в тенденцию и ее совершение говорит лишь о том, что рынок газа становится действительно глобальным.
СПГ-танкер Gaselys, принадлежащий Engie, везет груз сжиженного газа из британского терминала Isle of Grain в регазификационный терминал Everett, расположенный возле Бостона, следует из системы мониторинга морских судов MarineTraffic. Gaselys встал на загрузку в Isle of Grain непосредственно после того, как там разгрузился танкер «Кристоф де Маржери» с первым грузом с завода НОВАТЭКа на Ямале, и, по словам нескольких собеседников «Ъ» среди трейдеров, Gaselys транспортирует в США именно российского происхождению газ.
СМИ отмечают, что собственником газа еще при отгрузке в Сабетте стала малайзийская Petronas, а затем он был перепродан, возможно, несколько раз. Факт, что конечным покупателем выступила Engie, объясняется тем, что у компании есть забронированные мощности по регазификации в терминале Everett на 6,9 млрд кубометров в год. Танкер должен прибыть в Бостон 22 января.
Эта поставка полностью противоречит стратегии развития американского рынка, по которой США превращаются в крупного экспортера СПГ, а регазификационные терминалы перестраиваются в терминалы по сжижению газа. По данным таможенной службы США, груз Gaselys – первая импортная партия, которая придет в Everett с 2014 года. Нынешняя ситуация объясняется экстремальными погодными условиями на восточном побережье – холодной погодой и снежным штормом. На этом фоне цены на основной площадке Henry Hub с 28 декабря по 5 января взлетели в 2,1 раза до $6,4 за MBTU, а на входе в сеть Нью-Йорка цена поднималась до невероятных значений в $175 за MBTU (около $6,3 тыс. за 1 тыс. кубометров).
Уже по состоянию на 8 января цены в Нью-Йорке упали до $12,65 за MBTU, в Новой Англии – до $20,25, но эти уровни все еще остаются весьма привлекательными для СПГ, который сейчас даже на премиальном азиатском рынке стоит на споте около $11 за MBTU.
Высокие цены на северо-востоке США могут сохраниться на некоторое время, так как температура, согласно прогнозам, по-прежнему будет ниже нормы, а запасы газа в хранилищах (ПХГ) стремительно снижаются. В начале января 2018 года из ПХГ было поднято 9,5 млрд кубометров газа – абсолютный исторический рекорд (это вдвое больше, чем в 2017 году), при этом общий уровень запасов упал до минимального с 2009 года. А значит продукция Ямал НПЗ ещё будет востребована мировыми потребителями. Воистину, всё хорошо, что вовремя.


Поделиться:
?>