24 мая, четверг 05:20
ДОЛЛАР 61.59 ЕВРО 72.18
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

Как всё закончить за зиму. Новые технологии монолитного строительства зимой.

13 Декабря 2017

Традиционные деревянные частные дома в России часто предлагается строить зимой, чтобы дерево было сухое, а рабочие не спешили. Так было всегда в монолитном строительстве. Десятилетиями, недостроенные жилые комплексы, торговые и промышленные объекты подолгу «засыпали» по всей стране в зимний период или строились в крайне ограниченном темпе. Ещё во времена СССР стало понятно, что кирпич аккуратно положить можно и зимой, фундамент копать хорошим экскаватором можно в любое время года, а вот получить качественную бетонную поверхность было ещё недавно практически невозможно. Однако технологии не стоят на месте. За последнюю четверть века российские строители освоили сразу несколько технологических решений, которые позволяют легко строить в любое время года.


БЕТОН И РУССКАЯ ЗИМА

Говорим ли мы о новых жилых и административных комплексах в Новой Москве, аэропортах Шереметьево или Домодедово, стадионах для чемпионата мира по футболу, о новых космодромах и портах, или о самом скромным торговом центре, у них всех есть одно общее качество – все они сейчас возводятся с широким применением бетона, методом монолитного строительства. А главное – стройка продолжалась и продолжается – круглый год. Для нашего издания директор по развитию ГК ПромСтройКонтракт Рубен Арташесович Чинарьян расскажет в чём особенность формирования бетонной поверхности в зимний период.
«На первый взгляд, с точки зрения простейшей школьной химии, ситуация в России для серьёзного строительства безвыходная, как как смесь бетона связывается с помощью воды, то её замерзание, как правило, приводит к остановке процесса твердения. При низких положительных температурах твердение цемента замедляется, а при отрицательных – свободная вода, не вступившая в реакцию с цементом, замерзает и, превращаясь в лед, увеличивается в объеме. С повышением температуры при оттепелях или зимой бетон размораживается, и его твердение возобновляется. Однако возникшие при замораживании нарушения структуры остаются, и в результате наблюдается недобор прочности. Такой бетон недолговечен, а иногда и опасен. Ещё одним негативным фактором является растрескивание бетона изнутри под воздействием замерзающей воды в составе раствора. Этим явлением может быть обусловлено снижение несущей способности и долговечности монолитных конструкций, изготовленных в зимний период при отрицательных температурах.
Для предотвращения замерзания бетонной смеси в процессе твердения применяют мероприятия по сохранению положительной температуры бетона. Технология зимнего бетонирования в основном базируется на применении различных методов прогрева бетона с его последующим выдерживанием до достижения нормативных значений критической и распалубочной прочности.

Строительство стадиона к Чемпионату мира зимой

Существует несколько методов прогрева бетона:

Модифицирующие присадки
В бетон добавляются специальные модифицирующие присадки, которые снижают температуру замерзания воды (в зависимости от модификаторов до -20°C). В качестве примера можно привести хлористые соли (кальция и натрия), нитрит натрия, хлористый аммоний и поташ.

Электропрогрев бетона
Основан на выделении теплоты в бетоне при пропускании через него электрического тока. Визуально это выглядит так: на объекте ставится трансформатор и из него выходит множество проводов ПНСВ, которыми оплетают арматуру и опалубку. После окончания бетонирования торчащие из бетона провода просто обрезаются и потом заштукатуриваются.

Инфракрасный прогрев бетона
Используемые свойства инфракрасных волн поглощаются раствором и преобразовываться в теплоту (принцип микроволновых печей).

Индукционный метод прогрева бетона
Используется метод нагрева металлической арматуры и элементов опалубки в электромагнитном поле. Оно создается обмоткой изолированного электрического провода вокруг конструкции. По проводу пускается переменный электрический ток, что приводит к образованию электромагнитного поля.
Часто принято слышать, что индукционный метод прогрева бетона сейчас самый эффективный, так как он обеспечивает равномерность прогрева конструкций по длине и сечению, а также возможность предварительного отогрева арматуры и металлической опалубки без привлечения дополнительных источников тепла и исключение бросовых расходов металла, но реальная жизнь часто ставит задачи, требующие комплексного подхода».

Российские технологии позволяют легко работать даже зимой


КАК ЗИМОЙ ДОСТРАИВАЮТ АЭРОПОРТЫ

В случае строительства объектов, которые должны выдерживать особо сильные нагрузки, использовать добавки в бетон для работы зимой практически нельзя, так как, многие модификаторы провоцируют коррозию армирующего каркаса (арматуры) и стальных элементов опалубки. Впоследствии из-за этого железобетонные здания раньше срока теряют прочность. Эти факторы провоцируют к поиску новых решений, как работать зимой. Так произошло зимой 2017 года на строительстве подъездных эстакад второго терминала аэропорта Домодедово. Сооружение первой очереди двухуровневой притерминальной транспортной развязки, призванной разделить потоки пассажиров на «прилет» и «вылет». Однако если терминал к зиме 2017 года уже достраивался, то развязка только начинала формироваться. «По состоянию на сентябрь 2017 года было завершено порядка 30% работ по сооружению левой полуразвязки», – вспоминают сотрудники AntTeq, работающей над этим объектом. Опалубка перекрытий ПСК-КАП и будущие системы преднапряжения только собирались, а холода и непогода уже подступали. В поисках решения задачи, подрядчик обратился в компанию ПромСтройКонтракт, которая ранее работала на многих транспортных объектах Москвы, включая МЦК, ЦКАД, Северо-Западную и Северо-Восточную хорду. Компания предложила своё уже проверенное решение – простое и одновременно мощное укрытие от холода в виде огромной каркасной конструкции, своеобразного мобильного шатра или тепляка. Разработчик данного решения, ведущий инженер ГК ПСК Алексей Смирнов так описывает своё детище: «Его главное достоинство – простота и универсальность. Всего из трёх элементов – центральной рамы и боковых можно собирать сколько угодно масштабные утеплённые конструкции, которые можно ставить на стандартные строительные опоры: МИКи, строительные леса, любые другие конструкции». Накрытая огромным шатром стройка эстакады превращалась в абсолютно обособленное пространство, неподвластное ветру, дождю и снегопадам. В какой-то момент у строителей вышел из строя башенный кран, но это не помешало сборке тепловой конструкции. Несмотря на высокую скорость сборки опалубки и «тепляка» над ним, масштаб будущей эстакады был таков, что лишь к декабрю начались работы по формированию бетона. Продуманное решение позволило не снижать темпы работ, но и планомерно наращивать их. В итоге терминал в Домодедово сейчас является максимально готовым к запуску до Чемпионата Мира по футболу в России в 2018 году, обогнав даже своего вечного конкурента – Шереметьево. В последнем тоже зимуют и тоже не в первый раз. В прошлом году с помощью сотен тепловых пушек, работы над новым терминалом Е не прекращались ни на сутки, даже во время сильных морозов. Однако новые технологические решения в виде мобильных тепловых конструкций оставили немного позади даже главного гиганта российской авиационной отрасли. Любопытно, что похожие быстромонтируемые тепловые конструкции российского производства помогли закончить вовремя и возведение опор Керченского моста. Задача там осложнялась характерным причерноморским шквальным ветром, сопровождавшим строителей всю осень и зиму, но новое поколение тепловых каркасов позволило не останавливать бетонирование и сварочные работы круглосуточно в результате чего к концу 2017 года мост в Крым был практически построен.

Работа на космодроме зимой


ВЕТРОЗАЩИТА КАК НОВЫЙ СТАНДАРТ РАБОТЫ

Выше мы перечислили поистине уникальные объекты – гордость российского строительства. К ним можно добавить также космодром Восточный и арктический порт Сабетта (обслуживающий недавно открытую президентом Путиным Ямальскую НПЗ). На этих объектах из-за их масштаба не было возможности сделать тепляк над всей строительной площадкой, однако и там практиковалось использование утеплённых временных сооружений для нарезки арматуры и резьбы для её механического соединения муфтами, что существенно позволило ускорить весь ход работ на обоих объектах. Не нужно думать, что круглогодичная работа на максимальной скорости доступна лишь строителям уникальных объектов государственного значения. Который год с помощью ветрозащитных экранов по периметру стройплощадки всю зиму напролёт взлетают к облакам новые небоскрёбы и высотные жилые комплексы, такие как: «Сердце Столицы», «Центр Сити», «Neva Towers», «МИД», «Обручевский» и десятки других. Но ещё более востребованными современные системы ветрозащиты оказались в столице Казахстана. Астана – мегаполис, который ещё недавно был советским «Целиноградом», является одной из самых холодных столиц в мире. Зимняя температура воздуха опускается до минус 40, а бескрайние казахские степи постоянно приносят настоящие штормы. Построить в этих условиях высотный жилой комплекс на окраине города, так называемый «Зелёный квартал», оказалось почти невозможным. Стройка, начатая ещё на заре 2010-х годов, затягивалась и грозила закончиться скандалом. Выходом стало переформатирование всего процесса строительства. Внутри замкнутых контуров, поднимающихся вслед за строителями с помощью гидравлического оборудования, объект «зажил» и к 2018 году уже будет достроен. «Следующим этапом будет внедрение скользящих опалубочных систем в российских условиях», – считает Сергей Шепелев, ведущий инженер компании ПромСтройВолга, в последние годы совершивший настоящую революцию в области специальных самоподъёмных и других опалубочных систем. «Сейчас объекты, которые активно строятся при температуре ниже 15-20 градусов – скорее исключение, но скоро вслед за Канадой, Норвегией, Швецией и Финляндией это станет обыденностью» – уверен он. В 2018 году российская продукция впервые будет представлена на финских строительных выставках на правах не гостя, а законодателя местного рынка, который она завоевала за последние несколько лет. И возможно скоро российские строители вслед за западными коллегами станут наконец полностью независимыми от любой непогоды.


Поделиться:
?>