26 сентября, вторник 23:03
ДОЛЛАР 57.52 ЕВРО 68.02
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

Тернистый путь импортозамещения в строительной отрасли: патентные войны, жертва качеством или настоящие инновации?

1 Марта 2016
Изначально, казалось бы, однозначный термин «импортозамещение»  давно приобрёл множество неочевидных смыслов в условиях реального российского бизнеса. Строительная отрасль, бывшая одним из локомотивов роста экономики, а теперь переживающая серьёзнейший кризис после 1998 года, только за последнее время дала множество примеров, как положительных, так и отрицательных. Разберём несколько кейсов, наглядно показывающих сложность импортозамещения как процесса и намечающие  возможные пути преодоления кризиса.
ЗАПАТЕНТОВАННЫЕ ЛЕСА ПСК-КАП НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЭКСТАКАДЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.jpg
Кейс №1. Импортозамещение опалубки. 
Или  «Как засилье иностранного оборудования пыталась победить немецкой опалубкой» 
В 2015-ом году Российский строительный комплекс работал нередко в убыток. Однако падение рубля, по всем прогнозам, должно было создать окно возможностей для национальной промышленности, ведь, иностранные  производители, очевидно, должны были уйти в прошлое. 
Кроме того, государственные ведомства публично заявляли, что намерены помочь отечественному производителю. Подспорьем российскому строительному бизнесу должна была стать переориентация на российские товары-заменители при проведении государственных тендеров, включая закупки крупнейших госкомпаний «Роснефти», «Газпрома» и других.
Наконец, третьим фактором, делавшим импортозамещение, казалось бы,  делом ближайшего будущего,  стала международная блокада российского Крыма, которая автоматически изгоняла из всех связанных проектов компании стран, проводящих по отношению к России санкционную политику.
Каково же было удивление участников рынка, когда всего за год крупнейшие мировые производители опалубки, прежде всего немецкие,  открыли дочерние предприятия в новых регионах России, объявив себя «российскими компаниями». Получалось, что пока подлинно российский бизнес вынужден был осторожно разворачивать работу на черноморском полуострове, опасаясь попасть под санкции, представители стран , наложивших эти санкции на Россию, продолжали снимать сливки  с российского рынка. Так пользуясь лазейками в российском законодательстве и лоббистскими возможностями, крупнейшие европейские строительные компании под лозунгами «импортозамещения» получили возможности сравнимые с преференциями колонизаторов. Для легализации своего исключительного положения в России были даже открыты небольшие дочерние производственные подразделения, что позволяло ещё более выгодно продавать европейскую продукцию в России и участвовать даже в стратегических национальных проектах страны. Лишь дальнейшее развитие кризиса, отразившегося  даже на темпах таких важнейших проектах как космодром «Восточный», стадионы для Чемпионата мира по футболу в России и Керченский мост. Постепенно организаторы государственных и корпоративных тендеров стали уделять большее внимание прозрачности процедур и соблюдению не только слова, но и духа закона о госзакупках. В последнее время ситуация меняется, - отмечают эксперты рынка, однако много времени было потеряно.
ЛЕСА ПСК-КАП НА РЕКОНСТРУКЦИИ СТАДИОНА ЛУЖНИКИ В МОСКВЕ 2.jpg
Кейс №2. Импортозамещение строительных лесов. 
Или «О попытках изобрести запатентованный продукт заново»
Проблемы российских высокотехнологических корпораций, успешно пытающихся в условиях кризиса на равных соперничать с крупнейшими мировыми гигантами (Яндекс, Университет Сколково, РОСНАНО и другие) знакомы и российским строителям.  Как и в других отраслях бизнеса  здесь были достигнуты большие успехи со своими оригинальными продуктами ещё задолго до кризиса. Так компания АО ПромСтройКонтракт  более 10 лет назад разработала и запатентовала российскую альтернативу так называемым «объёмным лесам» (известным как «чашечные леса» или «СUP-LOCK»). Строительные леса «PSK-CUP» за более чем 10 лет активного применения по всей России и СНГ завоевали признание рынка. Универсальная система PSK-CUP представляет собой пространственную конструкцию, которая образует жёсткую бесшарнирную раму, не требующую в большинстве случаев дополнительной стабилизации диагональными связями, что стало инновационным ноу-хау изобретения АО ПромСтройКонтракт. Полученная многоцелевая система используется в качестве опалубочной опоры для монолитного, сборно-монолитного домостроения, при строительстве мостовых сооружений, промышленных и гражданских объектов. Система служит для различных типов перекрытий (плоских, ригельных, наклонных, пролётных строений мостов, капительных и перекрытий большой толщины), а так же используется, как строительные, фасадные леса и туры-вышки. 
Однако появление качественного продукта, конечно, породило волну подделок и низкокачественных кустарных «вариантов». Несмотря на то, что леса «PSK-CUP» были защищена патентом РФ №62628 с приоритетом от 29.12.2006, многие недобросовестные компании пытались что-то добавить в популярный продукт, чтобы получить формальное право запатентовать этот аналог как свой собственный. Как и в первом кейсе, долгое время недобросовестным производителям удавалось пользоваться лазейками в национальном законодательстве, однако постепенно ситуация стала меняться. Показательным здесь стало решение коллегии Палаты по патентным спорам Роспатента от 19.09.2013, которое подтвердило, что патенты, на систему «PSK-CUP», создаваемые с небольшими формальными изменениями являются полностью незаконными. Ни один случай, осудивший попытку присвоить себе изобретение конкурента, позволил компании АО «ПромСтройКонтракт» и в дальнейшем эффективно бороться с любыми попытками подделок. Представители компании, в частности директор по опалубочным системам Р.А.Селезнёв и ведущие разработчики холдинга, обращают внимание, что постоянному развитию может способствовать только максимальная прочность и надёжность своих лесов, несопоставимую даже с очень похожими кустарными аналогами. 
ЛЕСА ПСК-КАП НА РЕКОНСТРУКЦИИ СТАДИОНА ЛУЖНИКИ В МОСКВЕ 3.jpg
Кейс №3. Импортозамещение как поиск новых ниш.
или Можно ли сделать процесс импортозамещение полностью законным?
Многие на российском строительном рынке считают, что леса «PSK-CUP», чьи права были подтверждены не только патентом, но и судами - это скорее исключение и сделать эффективный продукт для конкуренции с западными аналогами полностью законно невозможно. Особенно сейчас, когда международные холдинги ведут откровенно агрессивную борьбу с российским бизнесом (см.  кейс №1). Однако, это не так. В качестве примера полностью законного импортозамещения можно привести одну из последних новинок российского строительного рынка – полностью отечественные самозабуривающиеся геотенические анкера «БУРАН». Данный продукт, разработанный во времена начала строительства космодрома «Восточный», компанией ООО «ПСК-Строитель», позволяет существенно ускорить фундаментные работы над проектами любого уровня. Сейчас данные анкера уже работают на строительстве новейших жилых и культурных центров на территории завода «ЗИЛ» в Москве. Они же в ближайшее время могут начать работать на Керчеснкой переправе, сложных инфраструктурных проектах Санкт-Петербурга и далее по всей России.  Как отмечает один из разработчиков инновационной строительной системы Юрий Зальцман, при работе над  своим изобретением он с коллегами не стремился «отрицать» достоинства зарубежных аналогов (таких как «DYWIDRILL» от немецкой компании DYWIDAG Systems International) или уже давно представленных н российском рынке анкеров «ТИТАН». Отдавая должное своим предшественникам, инженеры нашли те возможности, которыми ещё не обладали существующие продукты, а именно экономичность, универсальность и максимальная скорость проведения работ. В условиях кризиса эти достоинства оказались востребованы и позволили компании ООО «ПСК-Строитель» продемонстрировать корректное к конкурентам, но от этого не менее эффектное импортозамещение.
Мы рассмотрели различные кейсы, наглядно демонстрирующие сложность процесса импортозамещения в России, но показывающие, что честный и подлинно инновационный бизнес имеет в России возможности для развития и защиты своих прав даже в самые сложные для строительной отрасли времена.


Поделиться:
?>