23 июля, воскресенье 09:45
ДОЛЛАР 58.93 ЕВРО 68.66
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
Крыша

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1 Апреля 2016

В прошлом номере наши эксперты из разных компаний российской стройотрасли подняли важную тему: сложность подходов к импортозамещению, неоднозначное понимание самого термина, а главное, часто спорные результаты деятельности «российских инноваторов». Во второй статье этого мини-цикла мы собрали несколько кейсов исключительно положительной направленности. Безусловно, это не все из успешных кейсов, однако, представленная палитра новых подходов к строительству, наглядно демонстрирует, что данная отрасль в России жива, готова к самостоятельному развитию и, отнюдь, не привязана к иностранным коллегам, как часто изображают СМИ.

Импортозамещение как цель, а не процесс.

Важно понимать, что конечным результатом импортозамещения является – не слепое замещение сырья, а создание отечественного производства, которое устойчиво генерирует ВВП, способно к успешной конкуренции, даже в послесанкционные годы, с импортными продуктами. Известный экономический эксперт Константин Ремчуков недавно заметил, что по этим критериям российское сельское хозяйство, о возрождении которого много говорят в последнее время, не выдерживает критики, так как оно растёт только в условиях монополизации внутреннего рынка и не учитывает научных достижений зарубежных партнёров. При этом рецепты известны давно. В 1900-ые, в 1930-ые, в 1960-ые и так далее, наша страна переживала научно-технические революции, перевооружая производства новейшим западным оборудованием, гарантирующим, что российских товар сможет полноценно конкурировать на западных рынках. В наше время, в выгодных условиях оказались компании, которые успели модернизировать свои производства новейшими образцами западной техники ещё до кризиса – «по старому курсу». Однако, как отмечает специалист по перспективным стройтехнологиям ГК ПромСтройКонтракт Илья Рендоренко, возможность заскочить в эту нишу есть и сейчас. «На многих складах в России ещё есть полные комплекты новейшего европейского оборудования для заводов, которое сможет перевести качество производимой строительной продукции на новый уровень. В 2015 году такой возможностью воспользовался известный производитель ЖБИ-изделий – компания «МОРТОН», открыв новейшее производство панельных перекрытий, укомплектованных французскими анкерными системами подъёма Arteon. Они заменили традиционные ненадёжные советские петли и существенно сократили трудозатраты. Ещё дальше пошли их коллеги из Оренбурга, которые в 2016 году модернизировали таким же образом производство уже всех видов ЖБИ-панелей, включая перекрытия оконные, стеновые и даже трёхслойные (с изоляцией внутри). Ранее Гатчинский «Гатчинский ССК» в Ленинградской области, также модернизировал всю линейку ЖБИ-изделий и представил новые продукты, производимые с помощью высокоточной магнитной бортоснастки BT-Innovation. Так, сразу несколько российских компаний, напрямую занимающихся массовым жилищным строительством, перешли из затяжного «постсоветского периода» сразу к общеевропейским стандартам качества, при этом, находясь в мировом правовом поле, так как вся продукция была внедрена абсолютно легально и качественно.

Данный тип инноваций получил широкое развитие в самых разных областях российского строительства. Он позволяет одновременно решать вопросы внутреннего снабжения и эффективно выходить на экспорт. Так компания «ЭкоСтройПроект» также, ещё до кризиса, модернизировала и роботизировала свой завод деревянных изделий, и всего за год упорной работы, начала реализацию двутавровой строительной балки более чем в 20 странах: от Польши и Болгарии до Франции, Израиля и Саудовской Аравии. Однако, такой подход ограничен в условиях нехватки денег на рынке. Для дальнейшего развития, компании не могут бесконечно модернизировать конвейер, а должны использовать свой внутренний потенциал, совершенствуя и адаптируя уже имеющиеся продукты к текущим задачам рынка с помощью собственных научных разработок.

Патентирование как способ развития, а не оружие патентных войн.

Характерным примером подобного подхода стал другой продукт компании ГК ПСК – рамная опалубка с функцией строительных лесов «PSK-CUP», которая уже имела патент № 62628 с подтверждённым в суде приоритетом, однако, не стала останавливаться на достигнутом и недавно получила новый патент, на ещё более универсальную и продуманную модификацию объёмных лесов перекрытий. Специалисты внесли массу конструктивных дополнений, используя наработки, скопившиеся более чем за 10 лет практики, и получили новую, полезную модель, отражённую в патенте #109775. Полученный продукт оказался настолько универсальным, что сейчас система PSK-CUP массово используется в самых разных областях строительства: от всех стадионов к Чемпионату мира по футболу в России в 2018-ом году и Керченского моста, до любых типовых жилых проектов, включая загородные коттеджи. «Мы полностью гарантируем соблюдение нашего слогана “PSK-CUP” – это универсальность в квадрате», комментирует менеджер отдела развития ГК ПСК Максим Кирсанов.

Развитие продукта часто продиктовываются опытом его эксплуатации в России, так как специфические условия работы в нашем климате требуют адекватной реакции со стороны разработчиков. Примером тому стали разработки компании «ПСК-Строитель», чьи специалисты более чем за 10 лет работы с ведущими европейскими разработчиками, стали чётко формировать своё видение потребностей российского рынка и плавно пришли к пониманию того, каким должен быть российский аналог систем преднапряжения. Продукт, разработанный Почётным Строителем России А.М.Гороховским, автором первого учебника по системам преднапряжения, Д.Портаевым и другими известными специалистами строительной сферы с мировым именем, объединил две системы, которые на западе всегда продавались отдельно – оборудование для преднапряжения сцепления с бетоном и без сцепления с бетоном. Отечественная система «PSK-TECH» решила данную дилемму, и все из сотни, прошедших сертификацию ГОСТ-Р в «Научно-исследовательском институте транспортного строительства» ЦНИИС-Тест и лаборатории «Ремсервис» элементов, полностью соответствуют стандартам западных аналогов. «В настоящий момент мы работаем над адаптацией нашего оборудования для сверхнизких температур, распространённых в химической промышленности», - комментирует ведущий инженер «ПСК-Строитель» Максим Бадаев. «Уже в ближайшее время российские системы преднапряжения смогут использоваться при температурах до – 180 °C.» Впереди получение патентов, а пока система уже успешно работает на ведущих инфраструктурных и гражданских объектах России и СНГ, от крупнейшего в Европе торгового центра Европолис, до эстакад Калининграда и Санкт-Петербурга.

Между востоком и западом.

Частой проблемой российских процессов импортозамещения, является попытка выдать за него переход с европейских и американских брендов на китайские ноунеймы. В России этот процесс, известный с начала 2000-ых, приобрёл новое дыхание в кризисные годы. Конечно же строительные компании не могли остаться в стороне. Очень часто производители станков для обработки арматуры, парогенераторов и другого инструмента клеят на изделия, собранные в провинциях Китая, красивые российские названия и продвигают исключительно как российский продукт, хотя полные копии этих «уникальных российских разработок» доступны всем желающим на сайте «Alibaba». Перепродавцов можно понять, так как в условиях кризиса, китайские производители активно демпингуют. Однако, тем важнее однозначные случаи, когда в российской строительной отрасли самостоятельно разрабатывается продукт, который готов к одновременной конкуренции с китайскими товарами и с именитыми брендами. Опишем два кейса такого типа:

Многие годы в России, в области строительства дорог, мостов и эстакад, доминировали европейские бренды (например, немецкие «MAURER», итальянские «FIP-INDUSTRIALE» и другие), которые стали символами гарантии качества. Целые поколения российских архитекторов росли, обучаясь строительству мостов на данном оборудовании, и не могли представить себе им альтернативу. В кризис, однако, стоимость данного оборудования и услуг на его обслуживание значительно выросли, существенно усложнилась и логистика с ЕС. Однако, китайские производители, также не смогли представить достойную альтернативу - их деформационные швы и опорные части не были в должной мере адаптированы к российским условиям, а значит не могли удовлетворить строителей. В возникшей ситуации дефицита, предложение петербургской научно-исследовательской компании «Мониторинг Мостов», ранее занимавшейся в основном датчиками и средствами контроля за эксплуатируемыми дорогами и тоннелями, смогла организовать российское производство данного продукта, объединив специалистов, которые имели большой опыт сотрудничества с европейскими производителями. В итоге, нацелившись на создание экономичных линеек продуктов, но по качеству приближенных к европейским аналогам, компании всего за несколько лет удалось разработать и внедрить более 100 видов деформационных швов и резинометаллических опорных частей. Производство было роботизировано на всех этапах, включая покраску. Показатель успеха – более 20 успешных проектов всего за 2 года. Среди них: Западный Скоростной Диаметр в Санкт-Петербурге, четвёртый мост через Енисей в Красноярске, ремонт Нагатинского метромоста и объектов МКЖД в Москве и выход на работу над Керченским мостом в Крым.

Подобный подход – сознательная попытка объединить плюсы европейских и азиатских производителей, работает не только в столь высокотехнологичных проектах, но и на простых товарных нишах. Известно, что в России долгие годы не могли наладить производство даже промышленных труб – причём не только для сложных нефтегазовых объектов «Роснефти» и «Газпрома», но и для небольших бетонных установок, которые можно увидеть на любой крупной стройке в наше время. Компания «ПСК-Стройтехника», проведя свои исследования рынка, увидела здесь нишу для импортозамещения, хотя ранее, занимаясь обслуживанием бетононасосов, распределительных стрел для бетона и другой аналогичной техники, брала исключительно качественные немецкие или китайские брендованные бетоноводы PUTZMEISTER или SANY. Исследования специалистов, проведённые в разных регионах России, показали, что в условиях кризиса, когда строители вынуждены экономить на комплектующих, многие начали искать трубы для бетона российского производства. Они столкнулись с тем, что рыночные предложения ненамного дешевле именитых брендов, при этом массово производятся в небольших металлопрокатных артелях сомнительного качества. «Вывод напрашивался сам собой», - комментирует руководитель отдела комплектации и запасных частей для бетонной техники компании Антон Воронин: «Нужно было произвести те же трубы для бетона, но на более высоком качественном уровне, причём немедленно, так как рынок настойчиво требовал такого предложения». Строить или арендовать цеха с нуля в таких условиях было неэффективно. Компания «ПСК-Стройтехника» пошла другим путём. Она заключила договор с известным липецким заводом «Опалубочные системы», чьи цеха давно было роботизированы на всех уровнях, а качество тщательно подобранной отечественной стали не вызывало сомнения. «В итоге, стоимость эксплуатации бетононасосов была радикально сокращена – почти в три раза. Одна труба для бетона сейчас стоит всего 4500 рублей, против средних 12 000 рублей, которые ранее доминировали на рынке». А ведь именно так, этап за этапом, удешевляется весь процесс строительства, удешевляется жильё, стимулируется спрос. А значит и выход из кризиса.

Как мы видим, инновации бывают разные, даже очень простые – главное вовремя нащупать нишу, и вместе двигаться к новому экономическому подъёму российского производителя.

Продукция модернизированного завода ЖБИ-изделий


Поделиться:
?>