18 октября, среда 16:03
ДОЛЛАР 57.27 ЕВРО 67.36
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
СКД

БАЛЕТНЫЙ МУНДИАЛЬ

1 Апреля 2016

Вторая половина апреля — традиционное время проведения в Петербурге фестиваля Dance Open, который к своему XV cезону превратился в своеобразный этап чемпионата мира по балету.

Текст: Виталий Котов

 

Dance Open, основанный в 2001 году бывшей балериной Мариинского театра Екатериной Галановой, ушедшей к тому времени со сцены в бизнес, развивался вместе с ней и с масштабом продюсируемых ее компанией мероприятий, среди которых на сегодня и ежегодный гала-концерт мировых оперных звезд на Дворцовой площади, по случаю дня города, и дни российской культуры во многих странах мира. Балетный фестиваль, начинавшийся как серия мастер-классов для детей и подростков, затем дополнился «фирменным» красочным гала-концертом, на котором ведущие солисты мировых трупп демонстрировали трюки и блестящую форму в классических па-де-де и броских концертных номерах. Несколько лет назад родилась счастливая идея, по итогам этого смотра, ежегодно вручать одноименную с фестивалем премию. Балетных наград в мире совсем немного, а признания хотят все: и хрустальная статуэтка в виде слепка ноги легендарной Анны Павловой, вручаемая сразу в семи номинациях, стала дополнительным серьезным аргументом для привлечения в Петербург настоящих суперзвезд.  Присуждает премию жюри, состоящее из худруков самых престижных трупп — так Dance Open превратился еще и в балетный саммит на высшем уровне, где танцевальные боссы имеют редкую возможность встречаться и обсуждать с глазу на глаз накопившиеся вопросы. Следующим логичным шагом для фестиваля стали приезды в Петербург не только солистов и руководителей, но и балетных трупп в полном составе с их лучшими спектаклями.

Dresden Semperoper (c) Ian Whalen.

А поскольку никому не хочется выглядеть перед коллегами старомодными, то театры стремятся показать на Dance Open свои самые резонансные постановки, созданные остроактуальными хореографами. И, вуаля, - Петербург получил первоклассное балетное событие из разряда «нам и не снилось».

В этом году программа фестиваля на сцене Александринского театра включает в себя гастроли четырех трупп и традиционный гала-концерт в финале. Откроется Dance Open 16 апреля выступлением балета Венской государственной оперы, который в последние годы бурно прогрессирует под руководством экс-премьера Парижской оперы Мануэля Легри. Венцы, среди которых на самом деле немало русских танцовщиков, покажут вечер из трех одноактных балетов. «Дыхание души» Иржи Бубеничека поставлено им на музыку Баха, Пахельбеля, Хофштеттера и своего брата-близнеца Отто Бубеничека. Оно было вдохновлено альбомом репродукций Леонардо да Винчи, однажды подаренным хореографу, и посвящено светлой грусти, которая сопровождает уход человека из этого мира. Миниатюра «Наперекосяк» на музыку Россини блестящего супружеского дуэта Пола Лайтфула и Соль Леон, полна юмора и требует от артистов не только виртуозной техники, но и комедийного дара. И, наконец, балет «Тайна Синей Бороды» Штефана Тосса на музыку Филипа Гласса: не самая веселая сказка превращена в своеобразную экскурсию, которую рыцарь по имени Синяя Борода устраивает для юной возлюбленной Юдит, открывая перед ней двери своей памяти, где заключены истории его предыдущих уже погибших отношений.

Пермский академический театр оперы и балета. «Ромео и Джульетта».

18 и 19 апреля один из лучших коллективов России, Пермский театр оперы и балета, покажет в рамках фестиваля спектакль «Ромео и Джульетта» в хореографии Кеннета Макмиллана. За этой постановкой, с момента ее премьеры в 1965 году во время турне лондонского Королевского балета в США, тянется шлейф великих имен — в первый вечер партии влюбленных танцевали Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн, которых публика вызывала на поклоны 43 раза и в финале аплодировала им 40 минут. Фонд Кеннета Макмиллана, который строжайшим образом следит за точным исполнением его хореографии, счел Пермскую труппу вполне готовой для того, чтобы взяться за одно из лучших сочинений балетмейстера. Но в эти два вечера главные партии в этом невероятно красивом спектакле исполнят специально приглашенные солисты Ковент-Гардена Мэтью Голдинг (Ромео) и Гэри Эвис (Тибальд), а также прима-балерина Национального балета Нидерландов Анна Цыганкова (Джульетта).

21 апреля труппа Дрезденской оперы представит программу, состоящую из трех совершенно разных одноактных балетов, объединенных лишь одобрительным гомоном голосов, который сопровождает спектакли их постановщиков. Самый успешный ныне живущий российский хореограф Алексей Ратманский создал свою «Танцевальную сюиту» на музыку Рихарда Штрауса, разрабатывая со свойственным ему мягким юмором тему необарокко, и сочиняя современные парафразы к старинным танцам от сарабанды до куранты. Понтус Лидберг, наиболее известный на сегодняшний день работающий шведский хореограф (учитывая, что Матс Эк объявил об уходе на покой) представит спектакль, созданный по заказу дрезденской труппы «В другом пространстве» на специально сочиненную, по такому случаю, музыку кинокомпозитора Макса Рихтера. Источником вдохновения для Лидберга послужила поэзия средневекового персидского мистика Руби, основавшего в свое время «Орден танцующих дервишей». Другое пространство в данном случае — это и пространство чуждой культуры, и пространство медитирующего сознания, и пространство где-то по ту сторону смерти.

Александр Экман - еще один швед, работающий по всему миру, - поставил свой балет «Кактусы» на музыку Шуберта, Бетховена и Гайдна, в качестве пародии на современную хореографию и, одновременно, в качестве отповеди некомпетентным балетным критикам, которые так и норовят уколоть любого творца. Внутрицеховая шутка юмора, в данном случае, получилась хорошо понятной самому широкому зрителю — эта миниатюра с 2010 года с неизменным успехом идет в нескольких театрах.

Словенский Национальный театр Марибора. «Пер Гюнт».

23 апреля балет Словенского Национального театра Марибора во главе с хореографом Эдвардом Клюгом покажет в Петербурге собственную фэнтези-версию «Пер Гюнта» на музыку Грига с премьером Мариинского театра Денисом Матвиенко в главной партии.

И завершится Dance Open 25 апреля гала-концертом на сцене Александринки с участием балетных звезд Большого театра, Мариинки, Венской и Берлинской Штаатсопер, театров Мюнхена, Сан-Франциско, Цюриха, Штутгарта и других. Любой, присутствующий на нем зритель, сможет отдать свой голос для определения победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Наряду с другими, он будет объявлен в тот же вечер на церемонии вручения премии Dance Open. 


Поделиться:
?>