26 сентября, вторник 22:45
ДОЛЛАР 57.52 ЕВРО 68.02
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
СКД

Бесконечный поиск… Себя

20 Мая 2017

Художник – творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков. Этот человек делает мир ещё прекраснее. В своих произведениях он отражает не только красоту нашей вселенной, а вкладывает в них своё представление о ней, свои чувства и мысли, тем самым преломляя действительность. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают внутреннюю суть явлений. Постигнуть все законы рисования может каждый, но главным условием создания картин, перед которыми в восхищении застынут тысячи людей – это всё-таки талант. Редакции нашего издания, современная художница Яна Каплан, поведала о своих законах рисования и как она к этому пришла.


ГП: Давайте начнем с самого начала. Скажите, когда пришла осознанная цель – я буду художником? Она долго зрела или проявилась спонтанно?

ЯНА: Я начала рисовать с 6 лет, за что спасибо моей маме. Она отвела меня в кружок, после в художественную школу, а потом была большая пауза. В поисках себя я пробовала разные направления. Была театральная школа, были танцы начиная с классики и заканчивая модерн. Это был бесконечный поиск себя в самовыражении. В тот момент мне казалось, что я не задумывалась о живописи.
Потом пришел момент, когда необходимо было выбирать университет. Понимала, что математик или физик из меня никакой. Поступала в два университета: один архитектурный, а другой – Томский государственный университет, он славится гуманитарными дисциплинами. Я поступила в оба университета, но поняла, что чертить 5 лет мне точно не хочется. Считаю, что для девушки это очень неплохое образование, потому что после выпуска из университета я могу быть культурологом, искусствоведом или художником. Перед окончанием университета, я сказала маме, что больше никогда в жизни не буду рисовать, насколько я знаю, это частое послевкусие от 5 лет обучения. И я уехала в Екатеринбург уже непросто искать себя, а искать себя на новом месте. Отлично понимая, что надо каким-то образом зарабатывать на хлеб, я ушла в дизайн. Так получилось, что на последнем курсе вместе с дипломом университета я параллельно получила диплом о повышении квалификации в области компьютерных технологий и дизайна. В Екатеринбурге я начала практиковать дизайнерскую деятельность и вскоре открыла свое дизайнерское агентство «Dell’arte». Выполняла маленькие заказы оформления интерьеров офисов, небольших кафе, квартир. Но не было глобальных проектов. Я больше дизайнер, а не архитектор, поэтому в основном занималась декорированием. Постепенно я обросла новыми связями. А спустя какое-то время мне предложили работу в металлургическом холдинге по организации различных корпоративных мероприятий. И конечно, я не могла отказаться, потому что вакансия предлагалась в Москве. Естественно, что там уже было не до рисования, поэтому образовалась огромная пауза в творчестве. Ведь я занималась уже совершенно другим делом.

Художница Яна Каплан


ГП: То есть на тот момент карьера стала ключевым моментом?

ЯНА: К сожалению, да. Я не верю в теорию бедного художника. Быть художником достаточно дорого. Зайдите в магазин и посмотрите, сколько стоят материалы. Надо понимать, что на эти материалы, нужны деньги, помимо времени для реализации себя в искусстве. Поэтому история засаленных волос и белой драной майки – это абсолютный обман для зрителя. У всех художников есть либо собственные ресурсы, либо спонсор.

ГП: Значит, это просто имидж?

ЯНА: Конечно! Считаю, что бедный художник – это ни что иное, как образ.
Я часто получаю много замечаний на тему того, что художник должен быть скромным и не материальным. Не понимаю, почему я должна обманывать своего собеседника?

ГП: И когда же произошла метаморфоза из холдинга в художники?

ЯНА: Когда уволилась из холдинга, на какое-то время я уехала в Индию. Там продолжилась работа над моим становлением, начиная с музыкальных познаний заканчивая випассаной. Я уезжала в горы, путешествовала, медитировала, рисовала и открывала для себя новые грани моего внутреннего мира. Это был путь поиска себя и бесконечный выход из зоны собственного комфорта.
Мое искусство взрослело параллельно со мной.
Если посмотреть мои прежние работы, то можно отметить, что они были более легкие в подаче цвета и сюжета. В то время я находилась в простом диалоге.

ГП: Вы не жалеете о том, что не пришли к этому раньше?

ЯНА: Я была в этом всегда. Просто иногда я отвлекалась на необходимость зарабатывать на жизнь.

ГП: Но можно об этой выставке, которая прошла, рассказать поподробнее – с чего она сложилась и чем закончилась? Удалось поговорить со зрителем на одном языке?

ЯНА: Началась она в конце прошлого года с закрытого аукциона в Цюрихе, где я успешно продала свою картину. Деньги пожертвовала в благотворительный фонд на детскую образовательную программу для малообеспеченных семей.
Потом была небольшая экспозиция в Нью-Йорке, на Манхеттене в Музее еврейского наследия. Ну и потом уже вернисаж в Москве, где я представила уже всю серию.
Сейчас идет волна обсуждений представленной мною серии, я рада, что равнодушных не оказалось. Я обратила внимание, что каждый сделал акцент на разных работах. У всех есть животрепещущие темы и, видимо, у меня получилось затронуть струны души своего зрителя и поговорить с ним о важном.
Каждая картина как новелла, в которой рассказывается об отдельно взятой теме. В этой серии я мягко затронула различные аспекты нашей реальности, такие как проблемы отцов и детей, социальные вопросы, межрелигиозные конфликты, и конечно любовные отношения. Думаю, это некое предисловие к основному моему рассказу, который может растянуться в жизнь.
 

Художница Яна Каплан

ГП: Получается, что к этой выставке происходила креативная психология созревания и придумывания? И происходило это комплексно?

ЯНА: Как я уже сказала, эти сюжеты зрели во мне параллельно с моим взрослением. За время рождения этой серии, я стала мамой и это тоже наложило серьезный отпечаток на моем мировосприятии. Материнство вообще меняет сознание женщины кардинально.

ГП: А ребенку сколько сейчас?

ЯНА: Леону (сыну) 4 года. У нас есть уже совместная картина.

ГП: Вот я хотела, как раз спросить, он как-то участвовал в создании серии?

ЯНА: Участвовал практически в каждой картине из этой серии.
Все картины фактурные и чем больше людей тактильно соприкасаются с этими работами, тем, на мой взгляд, они становятся лучше.
Хочу отметить, что мои друзья диджеи из Израиля, на выставке оказались не просто так. Их музыка меня вдохновляла при создании этих работ. Для меня музыка и арт – неразделимы. Поэтому музыкальная часть на выставке была важным элементом погружения в мой мир. И музыка, и тактильность, и восприятие через зрение, и вкусовые рецепторы – это полный комплекс эмоций и информации, которая входит в тебя через различные каналы. Кстати, я делала приглашения, в которые была вставлена съедобная вкладка в виде моей картины.

ГП: А как сын принимал участие?

ЯНА: Он прекрасный помощник и в каждую картину он привнес свой вклад. Мне нравится, когда мы творим вместе. При этом, он самый строгий мой критик, Леон всегда оценивает мои картины, давая свои комментарии. Я доверяю его мнению, как человека пока еще очень чистого восприятия, но при этом и не безобразованого. Мой сын родился в живописном городе Зальцбург, на родине Моцарта , что расположился у подножья Альпийских гор. Поэтому сам Бог велел ему быть человеком, воспитанным искусством. Позже мы семьей переехали в Вену и там началось его знакомство с роскошной архитектурой и прекрасными музеями королевского города оперы.
Вместе мы создали картину «Любовь». На холсте изображён силуэт моего сына, который играет с сердцем. Но это не история моя с ним, через эту работу я попыталась поговорить со своей мамой. В детстве и юности мы можем быть невнимательны, порой даже жестоки. Мы играем с материнским сердцем, как с игрушкой, с безусловной любовью матери к дитя. Рисунки, которые едва проглядываются на фоне, рисовал мой сын. Белый холст символизирует судьбу. Мы все рождаемся с чистым холстом своей судьбы и на протяжении жизни наносим на него свои рисунки. На картине изображены сюжеты его мироосезания. Так он видит море, дерево, машину, солнце...

Художница Яна Каплан


ГП: Моя преподавательница по керамике (я заканчивала школу, прикрепленную к Академии художеств в Санкт-Петербурге) говорила, что искусство и керамика – вещи психологически тонкие, они раскрывают внутреннее состояние. Насколько живопись помогает вам понять себя и раскрыть внутренние проблемы?

ЯНА: Любое искусство есть рассказ о себе.

ГП: А когда смотришь потом на холст, точка зрения на проблему меняется?

ЯНА: Для меня написание картины сравнимо с медитацией, с вхождением в «иное» состояние. Как випассана, где твое подсознание «достает» неразрешенные вопросы и ситуации, дает тебе шанс еще раз это прожить и попробовать решить. Так же и с картинами: вопрос-ответ самому себе.

ГП: У вас готовятся еще какие-то выставки?

ЯНА: Выставки готовятся. Следующая будет в более академической подаче, галерея или культурный центр.
Мне бы хотелось, чтобы была вводная лекция по современному искусству. Что такое на самом деле сегодня современное искусство? Мы можем говорить о наших предшественниках, можем быть очень образованными. Но что мы считаем искусством сегодняшнего дня? Какие современные художники сейчас на арене? Насколько они успешны и кого из них мы знаем?
Это как рюмка крепкого напитка для раскрытия рецепторов перед трапезой.

ГП: Это нужно, потому что мы столкнулись с непониманием современного искусства.

ЯНА: Все оттого, что тема недостаточно раскрыта. Сейчас много искусствоведов об этом говорят и читаются лекции, которые пользуются большой популярностью. И я считаю, что это очень необходимо, потому что информация в массы не доходит.
Очень много идет коммерции. Это тема, о которой многим интересно поговорить и послушать.



Яна Каплан. Иллюзии Иллюзии. 100х120 см 
Заявленная ранее тема взаимоотношений личности и города исследуется при помощи гротеска. Картина рисует насыщенный образ иллюзорной, искаженной реальности, родившейся в стремлении героини соответствовать абсурдным стандартам. Трансформация коснулась всего: вместо чувственных – губы оказываются безобразными, неуместный народный костюм занимает место прекрасного наряда, место украшений – путы, а место царицы – безумная в тщетной попытке вырваться из плена разума.


Яна Каплан. Вера Вера. 90х130 см
Герои картины – ортодоксы, обращающиеся к творцу и свету. Наполненность символами вечности и веры, а также максимальная условность при обозначение места действия и времени действия картины говорят об универсальности поднятой темы. По сути, это место – везде, а время – всегда. Каждому в этой жизни приходится во что-нибудь верить, не правда ли? Ведь существуют как минимум две вещи, которые каждый человек должен сделать сам: верить и умереть.



ГП: Мы недавно были на мероприятии «Воротилы дизайна». Концепция мне очень понравилась: собрать дизайнеров интерьеров, представителей мебельных корпораций, и поговорить об интерьере в современном мире. Действительно, поговорили о тканях, о стенах, о напольных покрытиях. Но совершенно не коснулись вопросов современного искусства в интерьере. А ведь задача дизайнеров – подбирать аксессуары и предметы интерьера. А где во всем этом искусство? Сегодня у дизайнеров нет понимания современного искусства и его роли внутри наших домов?

ЯНА: Есть золотое правило: от общего к частному и от частного к общему. В этом и заключается профессионализм и талант – видеть в масштабе, не забывая о деталях.
Всегда находиться в поиске нового языка подачи. Использовать различные коллаборации.

ГП: Когда ближайшая выставка?

ЯНА: Планирую в сентябре – начале октября. Все буду анонсировать.
Спасибо.


Поделиться:
?>