22 ноября, среда 00:17
ДОЛЛАР 59.46 ЕВРО 69.82
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
СКД

Философский камень

1 Июня 2016

В этом номере мы решили забежать вперед из истории ювелирного искусства в России в современность.  Вызвано это тем, что огромное количество украшений содержит в себе ограненные камни, вокруг которых строится весь дизайн, но при этом работа мастера по огранке остается как будто за кадром. Возможно, причина в том, что подавляющее большинство камней имеет стандартную форму и невысокое (так называемое «коммерческое») качество обработки. Но иногда можно встретить и уникальные, авторские работы, привлекающие необычным дизайном огранки и высочайшим качеством исполнения. Сегодня наш разговор о них. Мне всегда было интересно – как природные камни, напоминающие осколки цветного стекла или мелкие невзрачные окатыши, превращаются в сверкающее чудо, отражая мир многочисленными гранями. Чтобы лучше это понять, я решила встретиться с Виктором Тузлуковым.

Виктор Тузлуков

СПРАВКА:

Виктор Тузлуков. Эксперт-геммолог. Мастер художественной огранки. Чемпион и рекордсмен мира по огранке цветных камней. Участник крупнейших международных выставок, геммологических конференций и симпозиумов. Его мастерство признано во всем мире.

1437807475_kamchatskie-vulkany-izvergayutsya-neizvestnymi-almazami-5 (2).jpgРазумеется, прежде чем встречаться, я перечитала достаточно много материалов в интернете, поговорила со специалистами в ювелирных компаниях и получила ответ на вопрос, который меня интересовал. Но появилась масса новых, и я составила подробный план нашей встречи с Виктором, где четко обозначила темы, которые нужно было обсудить с Мастером.

Сразу скажу – как только он оказался напротив меня, весь план рухнул. Я еще пыталась следовать своим наброскам в разговоре, но быстро поняла, насколько поверхностны и смешны были мои вопросы по сравнению с глубиной и цельностью личности Виктора. Не выходя за рамки тактичности, он рассказывал гораздо больше, чем я предполагала, задавая вопрос. Создавалось впечатление, что, разговаривая с человеком, он словно гранит кристалл души собеседника – отсекая лишнее и оставляя лишь совершенство…

Итак, после того, как Виктор поведал мне о международных выставках минералов и ювелирных украшений в Тусоне, Лас-Вегасе, Мюнхене и Гонконге, указав при этом чем они отличаются друг от друга, мы плавно перешли непосредственно к ограненным камням, являющиеся целью нашей встречи.

ГП:  Виктор, я достаточно много читала о вашей коллекции под названием «Философский камень». Практически во всех материалах говорится о том, что вы при огранке камней используете Символы. И в «Философском камне» - Символизм и Философия стоят на первом месте. Это определение этой коллекции,  или есть еще какой-то скрытый смысл?

(Тут передо мной возник контейнер, который Виктор открыл, а я смогла только ахнуть. Там была полностью вся коллекция, о которой мы с вами сейчас говорим)

Тузлуков:  Символизм – да, а вот с философией сложнее. Философия – не в камнях, а в человеке. Почему одни видят в этой коллекции всю полноту эволюции Космоса, выраженную философскими концепциями, а другие прикидывают, на сколько карат потянет то или другое «сокровище»? Это зависит от уровня развития сознания человека, от широты его взгляда на Жизнь, от его способности увидеть и понять взаимосвязь всего живого. И эти камни могут по праву назвать Философскими лишь те люди, которые готовы видеть Единую Жизнь во всех ее проявлениях; которые могут задуматься над глубинными вопросами высших человеческих ценностей, ответственности человека перед средой его обитания и перед потомками, путях эволюции и ее цикличности. Именно для таких людей эта коллекция. Другие же пусть видят в ней только камни – красивые и оригинальные. Это в них тоже есть.

Над этой коллекцией я работал с 2009 года – и продолжаю работать по сей день. Какие-то камни добавляются, какие-то изменяются, какие-то обретают новый, дополнительный смысл. Каждый камень в рисунке граней содержит символы – образы, геометрические фигуры или числа, связанные между собой определенным порядком. К каждому камню написана притча, которая так или иначе затрагивает эти символы и выстраивает на их основе некую философскую концепцию. Проще говоря – задает вопрос. А вот ответить на этот вопрос – вернее, подумать над ответом – предстоит самому зрителю-читателю-слушателю, короче – самому человеку. Десять камней – десять притч – десять концепций. Вроде бы не связанных между собой. Но это – только на первый взгляд.

Давайте по порядку – от первого камня до последнего.

«Отражение Великого»

Крупный камень овальной формы. На павильоне камня – лучи, исходящие из центра, пересекаются тремя витками спирали, которые также раскручиваются от центра к краям, на короне – две шестилучевые звезды, которые, вместе с центральной точкой (в данном случае скрытой образом Галактики) символизируют потенциальность семи уровней еще непроявленного Единого Божества в двух его аспектах – духовном и материальном. Этот образ напоминает о том, что великое отражается в малом, мир смотрится в каплю росы, крошечный атом повторяет строение гигантской звездной системы. Глядя на камень, мы задумываемся о ценности каждого летящего мгновения, из которых складывается неповторимый узор Вечности; о значимости каждого малого поступка, который может иметь судьбоносные последствия.

«Капля жизни»

Капля жизниКамень имеет форму расширенной капли, ограниченной спиралями «Золотого сечения» с обеих сторон. В нижней части короны камня – треугольник вершиной вверх, символизирующий Путь, ведущий в вечность – к центру камня, в точку, где эго человека растворяется в великом Сострадании ко всем живущим. Лучи, расходящиеся во все стороны от этой точки, подчеркивают оптическую перспективу. Из верхней точки нисходят три арки, обозначая три этапа, через которые последовательно должен пройти каждый, избравший духовный путь: Пробуждение, Отречение и Преображение. Пробуждение к служению общему благу, Отречение от главенства материального в иерархии ценностей человека и Преображение – осознание своей божественной природы и самого себя как активной творящей силы Космоса. Это путь Христа, путь Будды, путь любого великого Учителя человечества. Второй камень очень важен, я еще вернусь к нему позднее.

 «Сердце планеты»

Сердце планетыФорма камня также нестандартна – вытянутый по горизонтали овал с выраженными углами сверху и снизу. В четырехугольниках, покрывающих корону, четко угадывается сетка параллелей и меридианов. На павильоне – лучи, расходящиеся к краям, оттеняют звезду, мерцающую в центре. Это – символ живого сердца, пульсирующего в глубине нашей живой планеты, – могучего и хрупкого в своей уязвимости…

 «Победитель».

Корона камня представляет собой морду льва, смотрящего прямо на нас своими треугольными глазами, в которых читается превосходство над «Венцом Творения», побеждающим Природу силой своего разума и приходящим в ужас от результатов своей «победы»…

«Прикосновение к совершенству»

05 Touching to the Perfection.jpgНа короне камня пересекающиеся прямые образуют бутон сказочного цветка, а на павильоне грани внутреннего яруса складываются в ясно очерченный лотос с тремя лепестками (три языка единого Пламени; Отец, Мать и Сын – Троица любой религии), покоящийся на параллельных прямых, словно в безмятежности вод Жизни. В глубине этого цветка пятью лучами сияет звезда. «О, драгоценность в цветке лотоса!» – говорит Великая буддийская мантра в буквальном переводе. Символ лотоса очень глубок и он не случайно появляется именно в пятом камне – я также еще скажу об этом.

 «Постижение мудрости».

Во внешнем контуре этого слегка измененного треугольника можно угадать силуэт священной для буддистов горы Кайлас. На короне треугольник, удлиненный кверху, напоминает рождественскую ель, а лучи, расходящиеся от центра по павильону, так делятся отрезками по принципу «Золотого сечения», что из этих отрезков складывается купол мусульманской мечети. Три составные части камня – три образа, три основные религии. Объединяя эти образы, камень словно говорит нам: «Не важно, каким путем ты идешь к Мудрости – на любом пути ты найдешь ее, если будешь идти в терпении и уверенности в правильности избранного пути…»

 «Сокровище мира».

Камень имеет форму бриллианта, если смотреть на него сбоку, в профиль. И корона воспроизводит рисунок граней бриллиантовой огранки. Но это – внешняя сторона, то, что на виду. На павильоне же, скрытом от глаз наблюдателя, сияет звезда, словно подчеркивая, что за очевидными ценностями могут скрываться иные, более глубокие. И однажды человеку предстоит назвать свое главное сокровище, а ошибка здесь может стоить дорого.

 “Рождение звезды”

Birth of the Star.jpgКамень квадратной формы с большой площадкой, сквозь которую, как через широкое окно, видна четырехконечная звезда, окруженная двумя ярусами лучей, разлетающихся от центра к краям. И видно, как концы звезды натыкаются на такие же острые четыре луча, идущие навстречу, от краев к центру. Наверное, так и рождаются миры – расширяясь и сворачиваясь в вечной пульсации под действием неведомых космических Сил.

“Великая жертва”

Великая Жертва.jpgТреугольник, несущий в себе круг и крест в этом круге. Крест в круге Вечности не ограничивается христианским образом Распятия и являет единство и борьбу мужского и женского начала, добра и зла, Духа и Материи. Сам же треугольник вершиной вверх – также символ восхождения человека, прошедшего через распятие Духа на кресте плоти и принесшего великую жертву собственного Эго во благо всех живущих.

“Тайна мироздания”. 

Последний камень коллекции не случайно имеет круглую форму – символ полноты и завершенности. В последней версии несет на короне две шестиконечные звезды из треугольников вершинами вверх и вниз – Звезда Давида, она же Звезда Соломона, она же Звезда Вишну, она же Тетраграмматон, Шестикрылый Серафим и так далее. Один из древнейших и глубочайших символов: шесть лучей в единении с центральной точкой дают совершенное СЕМЬ. Внешняя звезда – Космос, внутренняя – человек. Ромбы, расположенные между ними, создают иллюзию трехмерных «кубиков» – это и есть Великая Иллюзия нашего существования, проявление Духа в мире Материи. На фото этого камня проявилась еще и третья звезда внутри малой, сформированная отражениями граней. Наверное, в этом и заключается Тайна Бытия – человек отражает собою всю Вселенную. В этом последний камень коллекции схож с первым – заключая цикл, но раскрывая тему на ином уровне.

Порядок камней также не случаен, как и их форма. Посмотрим снова на все камни коллекции и проследим их взаимосвязь.

1.     Космос – единое и беспредельное пространство, несущее в себе потенциальность всего и готовое к новому циклу развития.

2.     В этом пространстве возникает Капля Жизни, начинается проявление материального мира.

3.     Капля Жизни формируется в планету, поскольку без привязки к планетному телу невозможна эволюция органических форм и разумных существ.

4.     На планете развиваются живые существа – животные и человек. Достигнута низшая точка витка спирали эволюции.

5.     Человек в своем творчестве стремится прикоснуться к совершенству.

6.     Через свое творчество он проходит этапы постижения Мудрости.

7.     Наконец, постигая Мудрость, он обретает Сокровище.

Дальше:

1.     В человеке рождается Звезда – он пробуждается для духовного пути, разворачиваясь от жизни для себя к жизни для других.

2.     Человек отрекается от доминирования материального в его шкале ценностей.

3.     И, наконец, человек осознает свою тождественность со всей Вселенной, со всем сущим. Это состояние, эквивалентное буддийскому Просветлению или Преображению в христианстве.

Семь камней нестандартной формы и три – сокровенных – стандартные. Но что кроется за этой обычностью формы? Квадрат–Треугольник–Круг: DAO совершенное, три этапа Духовного Пути, обозначенные в камне «Капля Жизни», – Пробуждение, Отречение, Преображение. Почему же именно во втором камне были намечены эти три этапа, и почему именно в пятом был явлен глубочайший символ лотоса? Первый камень связан с предвечным Пространством, Беспричинной Причиной, пребывающей в покое перед началом нового Творения. «И Тьма была над Бездною, и Дух Божий носился над Водами» – говорит Библия. И только во втором камне проявляется то семя, которое несет в себе потенциальность не только эволюции форм жизни, но и трех этапов духовной эволюции, раскрытых камнями сокровенной тройки.

Пятый же камень – тоже ключевой момент эволюции, когда пройдена переходная точка падения Духа в Материю и разворачивается восходящая ветвь развития – вплоть до обретения Плода и единения с Космосом. Так лотос, корни которого находятся в грязном иле (символ материального мира), тянет свой цветок через Воды Жизни к солнцу – символу Огня и Духа.

И даже название – казалось бы все понятно – Философский камень, то есть камень, содержащий философскую концепцию. Но что в древности считали философским камнем?  Нечто, превращающее любой металл в золото. Если под металлом понимать наше сознание, а под золотом его высшее состояние, то получается, что эти притчи и эти символы приводят наше сознание, через осмысление и  медитацию к высшему его состоянию. Вот суть философского камня.

(После не продолжительной паузы)

Так что огранка для меня  – это лишь способ поговорить с человеком о его душе, о его месте во Вселенной.

ГП: Виктор, это сложно понять человеку, который не философ по жизни, но мне кажется, что нужно каждому задуматься. Это, на мой взгляд, есть ответы на многие вопросы. Есть такое мнение, что когда носишь на себе камень, то он в зависимости от своей породы и формы, оказывает некое влияние на человека и его жизнь. Насколько это утопично и миф ли это? Вы как огранщик осознаете это?

Тузлуков: Много вопросов в одном – попытаюсь ответить по очереди. Я не думаю, что коллекция «Философский Камень» дает ответы – скорее, ставит вопросы. А искать ответы должен сам человек – на то это и Философский Камень, чтобы побуждать его к действию. Что же касается влияния камней на жизнь человека, это вопрос обширный и ответ на него – тема отдельной беседы. О влиянии формы камня мы уже говорили достаточно – ведь символы «Философского Камня» это тоже всего лишь оттенки формы. А вот остальное воздействие я бы не стал сводить только к материалу – тогда камни приносили бы людям только счастье, в той или иной форме. Но ведь один и тот же минерал может быть и благословением, и проклятием. Это, повторюсь, тема отдельного разговора.

ГП. Насколько я знаю, вы долгий период жизни никак не были связаны с огранкой. Как вы пришли к этому?

Тузлуков: (Смеется) Без этого вопроса никогда не обходится. Действительно, по первому образованию я – инженер-судоводитель, штурман на морских судах и подводных лодках. По второму – экономист, какое-то время работал на фондовом рынке и был довольно успешным финансовым брокером. И вот только третье мое образование – эксперт-геммолог – напрямую связано с камнями. Но оно было не причиной, а, скорее, следствием. Я заканчивал Геммологический Институт уже будучи членом американской Гильдии огранщиков и призером своих первых международных соревнований по огранке.

А пришел я к огранке, можно сказать, случайно. Оказывается, есть в России увлеченные люди, которые по жизни занимаются совсем другим делом – ученые, инженеры, преподаватели. Но… в свободное время они садятся за свой станок и творят чудеса, выпуская из своих рук сверкающие осколки Вечности. Одна из таких женщин и помогла мне увидеть себя в этом новом качестве. А дальше – начал заниматься сам.

ГП: Виктор, познакомившись с вами и вашей коллекцией, я окончательно убедилась, что вы творите искусство. В нашей современной жизни, к сожалению, несмотря на то, что существует огромное количество ювелирных компаний и мелких мастерских, все как-то слишком банально и заточено на моду и коммерческую выгоду «поточных». То ли дело старинные антикварные украшения - каждое из них было произведением искусства…шедевром. Иначе говоря, почему современное ювелирное искусство превратилось в популизм? Почему так все получается? Цветочки-бабочки. Дань просто моде?

Тузлуков: Ну, не совсем так. В старину тоже много всякого барахла делали. Посмотришь на антикварных салонах – порой в ужас приходишь; наши «популистские» ювелиры просто снегурочки по сравнению с тем убожеством. Зато – старина, поэтому дорого. Были, конечно, и шедевры, ну так они и сейчас есть. Вот сейчас, к примеру, в Кремле проходит выставка нашего современника и земляка Ильгиза Фазулзянова. Там каждое изделие можно назвать шедевром! Мне вот тоже посчастливилось внести свой скромный вклад – несколько жемчужин моей огранки украшают работы Ильгиза, выставленные в Кремле.

ГП: Мы брали интервью у одного достаточно известного ювелира в январе и он сказал, почему, на его взгляд,  сейчас отрасль ювелирного дела - как искусства хромает. Потому что раньше ювелиры из поколения в поколение в семье передавали свои навыки, умения и традиции, а сейчас этого нет.

Тузлуков: По-моему, это полная чушь. Видимо, тот ювелир не очень разбирается в искусстве вообще и в ювелирном в частности. Он, наверное, просто путает искусство и бизнес или, на худой конец, ремесло. Вы можете вспомнить хоть одного выдающегося музыканта, художника, поэта, ювелира, наконец – кто передавал бы свое искусство – подчеркиваю: искусство! – из поколения в поколение. Кто? Фаберже? Рене Лалик? Или из современных – неужели тот же наш уважаемый Ильгиз или Уоллес Чан что-то получили от своих отцов? Кстати, о Фаберже и Ильгизе. Один знакомый искусствовед из Петербурга рассказал мне об интересном факте.

В 1910м году у Карла Фаберже брала интервью французская журналистка и спросила, среди прочего: «Что, по вашему, будет популярно через сто лет?» Тот слегка рассеяно ответил: «Граненый жемчуг». Конечно, всерьез тогда никто не воспринял. Проходит ровно сто лет и в 2010м я граню свои жемчужины. В 2011м Ильгиз делает с ними свои первые изделия и выставляет их в Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе и Монако. В 2013м его комплект с граненым жемчугом получает Гран-При на престижнейшем международном конкурсе ювелирного дизайна в Гонконге, и сейчас их можно увидеть в Московском Кремле. Пророчество-то, похоже, сбывается…

ГП: Виктор, я была изумлена, когда увидела огранку жемчуга. Честно признаюсь, я даже не предполагала, что такая вообще существует. А к жемчугу как вы пришли? Кто-нибудь еще занимается огранкой жемчуга?

Тузлуков: Впервые я увидел граненый жемчуг у Эдуарда Ахметшина - нашего, московского огранщика. У него, конечно, была не такая совершенная полировка, но того, что я увидел, мне хватило. Грани казались выпуклыми, будучи плоскими на самом деле! И я тоже решил попробовать. Но к тому моменту я уже прошел свои первые соревнования и стремился в огранке любого материала приблизиться к совершенству. Тогда еще я не знал, что это настолько сложно на жемчуге - может быть, потому и получилось.

А получилось вот что. Абсолютно плоские грани с точной симметрией и зеркальной полировкой. Ребра между гранями острые настолько, что, подобно лезвию ножа, не отражают свет. Точки, где встречаются несколько граней, выглядят именно точками, а не отрезками. И странное, нереальное сочетание прозрачности и непрозрачности: словно образ человеческой души - отражая мир своими сверкающими гранями, все же хранит в глубине туманный шарик непознанного... Это, кстати, вводит в заблуждение даже профессионалов. Я слышал, как однажды в Петербурге, глядя на мою жемчужину, один маститый огранщик объяснял другому, что это дуплет: внутри - жемчуг, снаружи - кварц. Когда я сказал, что здесь нет кварца, только жемчуг, они посмеялись и не поверили...

Что же касается других огранщиков жемчуга, в Японии есть целая компания - Komatsu Cutting Factory, которая специализируется на огранке жемчуга. Китайцы часто гранят некачественный жемчуг (вернее, подгранивают), чтобы скрыть дефекты формы. В Америке есть несколько огранщиков, которые также пробуют в этом свои силы. В России некоторые из моих коллег - мне было бы лестно назвать их учениками, поскольку, получив от меня начальный импульс стремления к совершенству в качестве, они в чем-то превзошли меня - уже близки к моему уровню. Так что, граненый жемчуг вообще - явление не такое уж уникальное. Другое дело, что качество огранки, все же, отличается.Жемчужина

ГП: А до знакомства с Коматсу вы не работали с жемчугом?

Тузлуков: Если по времени, то Коматсу, конечно, начали раньше меня - с девяностых годов. Но я стал гранить жемчуг независимо от этой компании и не зная о ней. Просто однажды увидел, убедился, что качество обработки у нас разное, и - пошел дальше. Они идут своим путем, я своим. То есть для меня нет такой вехи - "до Коматсу" и "после". Лучше сказать - "независимо от Коматсу".

ГП: Они технически не могут до этого дойти или в силу других бизнес моментов?

Тузлуков: Скорее, в силу бизнес-моментов. Это просто долго. Качественная полировка требует больших временных затрат. Они решили делать проще, но быстрее и продавать, соответственно, дешевле. За счет большого объема, наверное, получаются неплохие деньги.

ГП: С какими камнями интересней работать?

Тузлуков: Интереснее с трудными работать. Расслаивающийся кунцит, мягкий сфалерит, мягкий жемчуг... С ними, конечно, сложно, но, когда получается, и удовольствие неизмеримо выше.

ГП: Хочу еще поговорить о жемчуге. Мне всегда казалось, что жемчугу невозможно сделать огранку, потому, что он полый.

Тузлкуов: Нет, полого жемчуга не бывает. Просто есть натуральный жемчуг, есть культивированный, а есть имитации. Культивированный, в свою очередь, делится на морской и пресноводный - в зависимости от среды, где он выращивается. Внутри натуральной жемчужины обычно песчинка или мелкий камешек - случайно попавшая внутрь раковины основа, которая за долгие годы обрастает толстым слоем перламутра (в жемчуге он называется накр). Внутри культивированного жемчуга - шарик, сделанный человеком и специально введенный в раковину. За два-три года роста жемчужины этот шарик тоже покрывается накром, но слой его уже тоньше - 1-1,5 мм. Для огранки этого обычно хватает. Но, чем толще слой накра, тем эффектнее выглядит граненая жемчужина.

Отдельно хотелось сказать об имитации жемчуга. В отличие от натурального и культивированного, это - не жемчуг совсем. На нем нет накра. Это обычный стеклянный шарик, покрытый серебристым красителем, получаемым из рыбьей чешуи. Конечно, этот краситель быстро сходит при носке, и такой "жемчуг" через две-три недели использования можно спокойно выбросить.

ГП: Сколько времени уходит на огранку в среднем?

Тузлуков: От двух до четырех дней. Работа очень кропотливая, нельзя отвлекаться, нельзя ошибаться. Иногда на гранях появляются глубокие царапины, устранять которые довольно долго. Опять же, всегда есть риск появления новых царапин, а, если сошлифовываешь грань слишком глубоко по сравнению с остальными, - нарушается симметрия. Вот почему я говорю, что точная огранка мягкого материала вообще дело сложное, а жемчуга - в особенности.

Еще хотелось бы добавить, что как раз низкая твердость больше всего отпугивает как покупателей, так и ювелиров. Многие уверены, что граненый жемчуг быстро теряет свой удивительный вид. Конечно, в этом есть доля истины. Не стоит протирать жемчуг, скажем, тряпочкой с песочком. Но то же самое касается и неограненного жемчуга - у него такая же твердость. То же касается и красивого зеленого перидота, и загадочно синего танзанита - разновидности минерала цоизита, получившего цвет в результате термической обработки и с размахом разрекламированного фирмой "Тиффани", - всех камней с твердостью ниже 7 по шкале Мооса. 7 - твердость кварца, самого распространенного минерала на земле, а значит обычная пыль, в которой наверняка содержатся частички кварца, уже может оставлять следы на этих, относительно мягких камнях. К ювелирным украшениям и камням (и жемчуг не исключение!) вообще нужно относиться бережно - по крайне мере, не сваливать их на весь день в маленькую дамскую сумочку, чтобы они терлись друг о друга и о прочие предметы. И нужно помнить, что постоянная носка, безусловно, снижает срок презентабельного вида любого камня - даже бриллианта, который при своей абсолютной твердости в то же время является довольно хрупким.

ГП: Разве бриллиант хрупкий?!

Тузлуков: Конечно! (Смеется) Не верьте безграмотным фильмам, где проверяют алмаз на твердость, ударяя по нему камнем. Твердость - это способность сопротивляться продавливанию, царапанью, а хрупкость - способность разрушаться при ударных нагрузках. Так вот, алмаз разрушается. И старые камни нередко бывают с выкрошенными ребрами - следами многочисленных ударов.

ГП: Я так понимаю, у вас уже есть ученики, которые будут продолжателями?

Тузлуков:  Конечно есть. Кто-то уже идет своим путем, и мне радостно видеть, как мои идеи получают новую жизнь в их работах. В позапрошлом году выпускники наших курсов участвовали в американских соревнованиях и заняли все три призовых места – каждый из них набрал более 99 баллов из 100. Американцы сказали, что даже у их судей уровень ниже, чем у наших учеников. И это уже победа не одиночки, но победа школы – значит, мы можем растить чемпионов!

Я уже тогда понимала, что этот материал будет сложным для многих читателей, но мне не захотелось переделывать и переформулировать ход диалога и фразы Виктора Тузлукова, превращая огранку бриллианта в необработанный кусок алмаза. За некоторой путаницей, тяжелыми увесистыми фразами, я надеюсь вы различили все острые углы и тонкие грани нашего с вами внутреннего мира. 

Мария Солнечная 


Поделиться:
?>