26 сентября, вторник 22:57
ДОЛЛАР 57.52 ЕВРО 68.02
ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
СКД

Саша Фрид. "Хочу слизывать краски с полотен Ван Гога"

12 Октября 2016

Молодая джаз-фанк певица Саша Фрид зажглась на музыкальном небосклоне все каких-то пару лет назад, но уже успела стать любимицей культовых московских площадок — от «16 Тонн» и Мумий Тролль Music Bar до «Союза композиторов» и клуба Алексея Козлова. Кроме того, артистка завсегдатай модных фестивалей: Voices, «Усадьба Jazz», «Спасская башня», «О да! Еда». А этим летом она стала почетной обладательницей специального приза от конкурса «Усадьба Jazz Роза Хутор». Но это еще не все — Саша настоящий тонкий интеллектуал! Сама себя певица называет магистром изящных искусств — и это чистая правда. Саша закончила магистратуру искусствоведческого факультета МГУ и теперь уверенно балансирует между сценой и учебой в аспирантуре. О своем взгляде на мировое искусство Саша Фрид рассказала в эксклюзивном интервью для журнала «ГOРПRОЕКТ».



ГП: Твой диплом был посвящен Джону Кейджу, одному из самых влиятельных композиторов XX века. Скажи, а повлиял ли он каким-то образом на твое собственное творчество?

САША: Хороший вопрос… Думаю, скорее, нет — по крайней мере, «музыкально» или «композиторски»… Но подход Кейджа к «сочинительству» мне, безусловно, импонирует.

ГП: Наверняка ты посещаешь всевозможные музеи и выставки. Перед полотнами какого художника ты стояла дольше всего в жизни?

САША: В Амстердаме в музее Ван Гога, это было на 2-м курсе университета. Мы тогда ездили в Маастрихт на ярмарку искусств, и позже в Амстердам… Я всегда любила этого художника, и часто мои небольшие эссе были по его работам или биографии. Позже даже писала в дневнике: «Хочу слизывать краски с полотен Ван Гога. Отдирать его кричащие щедро выдавленные когда-то мазки и сжимать в ладонях — пусть искусство крошится в моих руках. А потом, когда на пальцах останется множество маленьких, прилипших кусочков шедевра, целовать, целовать их до исступления, до крови из носа, размазывать по лицу, плечам, груди. Как Зевс поглотил Мудрость, так я поглощу в себя гений художника. Я так хочу этого — чисто из любви к искусству!»

ГП: Увлекаешься ли ты contemporary art? Или «настоящее искусство» для тебя закачивается где-нибудь в начале прошлого века?

САША: Не увлекаюсь, но считаю, что современное искусство практически полностью перешло из эстетической парадигмы в «интерактивную». Оно более социально, доступно, политично и так далее… Важно не насколько «красиво», а из какого «материала» сделано, как много художник вложил в работу ДНК — порой, в прямом смысле «крови и пота». И оно, конечно, стало «конвергентно» между собой, в какой-то степени благодаря Джону Кейджу. Этому посвящена емкая глава в моем дипломе о нем.

45.jpg

ГП: Какая историческая эпоха, какой стиль в изобразительном искусстве тебе ближе всего? Античность, Средневековье, Ренессанс, барокко, модерн — или еще что-нибудь?

САША: В целом я счастлива, что родилась в XX веке, и считаю его самым насыщенным и полным по предоставленной информации об остальных эпохах. Это век, когда всё то ли перемешалось, то ли вдохновилось предшествующими стилями, то ли начало новую точку отсчета, начиная банально с «Черного квадрата»... Я действительно лучше понимаю и воспринимаю течения в искусстве начиная с модерна, точнее, даже с экспрессионизма — будто бы высвобождаются разум и фантазия. А в частности, возможно, Средневековье — со свойственной ему таинственной готикой — тоже, как говорится, «цепляет».

ГП: Путешествуя по разным странам, посещаешь ли ты зарубежные художественные музеи? Есть ли какой-нибудь любимый?

САША: Путешествую довольно много, но любимого музея, скорее, нет… Чаще всего мне даже не столько интересно «художественное содержимое» музея той или иной страны, сколько то, как он устроен с точки зрения пространства, расположения непосредственно выставок и света... Не буду кривить душой, я тот еще искусствовед: мое любимое место в музее — это магазинчик с тетрадками, открытками и книгами (улыбается).

ГП: Если бы у тебя была возможность путешествовать во времени и заказать любому скульптору изваять твой бюст, кого бы ты выбрала?

САША: Боюсь, проблемы с таможней возникли бы в любом случае — даже с путешествиями во времени… И не представляю, сколько бы меня мучили с великолепной групповой скульптурой — меня, меня и меня танцующих — руки, скажем, того же великого Микеланжело (улыбается).

ГП: Немецкий философ Шеллинг когда-то сочинил знаменитый афоризм «Архитектура — это застывшая музыка». А какие архитектурные стили или здания вызывают у тебя ассоциации с музыкой, которую ты исполняешь?

САША: В университете у нас был отдельный курс лекций, посвященный семиотике архитектуры. Оттуда я вынесла для себя, что архитектурное строение, помимо прямого назначения (жилище), прежде всего, источник информации. О его хозяине, эпохе и так далее… Ассоциации с музыкой у меня не возникало никогда! Особенно с моей, хотя если задуматься, это, скорее всего, будет живописный, широкий мост… Может быть, висячий мост через пролив Золотые Ворота в Сан-Франсиско? (улыбается).

ГП: Недавно ты презентовала собственные песни — они кажутся очень личными, даже интимными. Это автобиографичный материал — или ты позволяешь себе фантазировать?

САША: Это выдуманные истории на основе реальных событий, скажем так (улыбается).

Саша Фрид. «Хочу слизывать краски с полотен Ван Гога»

ГП: Если вслушиваться в тексты твоих песен, не покидает устойчивое ощущение, что большое влияние на тебя оказали поэты Серебряного века. Какое течение в русской литературе и какие авторы тебе ближе всего?

САША: Возможно! Действительно, один из моих любимых поэтов — это Федор Сологуб! И в юности я безумно любила Зинаиду Гиппиус… Но все же я больше люблю Маяковского, Есенина, Цветаеву и Пастернака, а самый любимый — это практически современник, Генрих Сапгир!

ГП: А в музыке? Кто тебя вдохновляет, на кого равняешься?

САША: Вдохновляют группы 70-х и 90-х, а на кого я равняюсь, даже затрудняюсь ответить! Попробую поиграть с вашим воображением: скрестите Тома Уэйтса с Gorillaz, Арету Франклин с The Doors, The Beatles с Bjork, Morphine с Аллой Пугачевой… Мне все понятно, а вам? (улыбается).

ГП: Саш, если бы тебе предложили выступить с концертом в абсолютно любой точке земного шара — в Альберт-холле или во Дворце изящных искусств в Мехико, в музеях Орсе или Прадо, на Эйфелевой башне или у подножья Статуи Свободы — что бы ты выбрала?

САША: Я бы устроила тур по всем перечисленным вами местам — и добавила туда еще тот самый мост в Сан-Франциско (смеется).

ГП: Осень — сезон клубных концертов. Где в ближайшее время можно будет увидеть и услышать тебя, планируется ли презентация новой программы?

САША: Самый ближайший концерт — 7 октября в клубе «Архив 13». Затем 23 октября мы играем в «Союзе композиторов» и 28 октября в «Форте». А 26 ноября в клубе «Керосин» пройдет уникальный концерт: там будут исполняться только мои авторские композиции — первая презентация этой программы фактически без каверов, в чистом виде!   

Поделиться:
?>